Пигменты пинк



При помощи хрома можно получить глазури розового, гвоздичного и розово-лилового цвета, для этого приготовляются пигменты, так называемые пинки. Процесс получения пинков научно почти совершенно не освещен ни с химической, ни с физической стороны, хотя на практике он очень широко и давно применяется.

Процесс приготовления пинков такой: по указанным рецептам отвешиваются тонко измельченные материалы. Их хорошо смешивают и поливают раствором хромпика в горячей воде, взятого в количестве около 3% от веса остальных материалов. Увеличение процента хромпика вредно и может дать, вместо розового, зеленый цвет. Смесь, политая раствором хромпика, прокаливается на сильном огне.

Если недостижима температура 1200°, можно прожигать и при меньшей температуре. Нужно только учитывать, что чем выше температура прожига, тем прочнее краска. Прокаленный пинк почти всегда сероватого цвета, редко бывает сразу розового или красного. Его растирают и промывают несколько раз горячей водой, подкисленной немного соляной кислотой. В воду переходит излишний желтый хром, а порошок розовеет. После этого его вторично прокаливают, обычно без добавок, но иногда с добавками других материалов. После второго прокаливания цвет усиливается и пинк опять хорошо промывается горячей водой с соляной кислотой; рекомендуется еще раз хорошо прокалить.

Высокая температура (до 1300°) не вредит пинку. Пинк не рекомендуется прокаливать в высоких сосудах, так как тогда на поверхности образуется хорошее окрашивание, а в глубине окрашивания не происходит. Для лучшего прокаливания сыроватый пинк небольшими порциями завертывают в бумагу, кладут на тарелку или изразец, чтобы огонь хорошо охватывал его со всех сторон. Для вторичного прожига из слегка увлажненной массы делают пирамидки или шарики, чтобы предоставить наибольшую поверхность огню.

Оттенки пинков крайне разнообразны и сильно зависят от температуры и характера прожига. О роли отдельных материалов, входящих в пинк, и их влиянии на цвет можно сказать следующее.
1. Окись олова — основание, принимающее розовую окраску под влиянием хрома. Окись олова с хромпиком без других примесей принимает светлую окраску розового гаранса.
2. Мел, мрамор, известковый шпат и другие соли кальция, которые без ущерба можно заменить один другим, ведут цвет пинка к красным тонам; они должны быть тонко размолоты и свободно просеиваться через сито в 600 отверстий на1 кв. см.
3. Бура ведет цвет пинков к лиловым (сиреневым) тонам.
4. Кварц и песок, в небольшом количестве и очень тонко размолотые, увеличивают интенсивность цвета.

Пинк употребляется, как подглазурная краска, т. е. на светлый черепок или белую эмаль наносится пинк, а затем поливается прозрачной глазурью. Это дает возможность для получения карминовых и красных цветов избежать употребления золота.

В обычных глазурях пинк не удерживается, соединение разлагается, хром окрашивает глазурь в слабозеленый цвет, а олово ослабляет прозрачность. Для удержания пинка как красителя в глазури, его вводят в хорошо проплавленные (до полного остекловывания) глазури, чтобы все химические процессы (удаление газов, окисление и т. п.) закончились. Кроме того, составные части глазурей выбирают такие, в которых при сплавлении не будет сильных химических реакций, например, полевой шпат, толченое стекло и т. п.

Особенно рекомендуются смеси из двух сплавленных глазурей, причем одна более тугоплавка, чем другая (1/2):

Кварц – 34/40
Сурик свинцовый – 32/43
Мел – 10/--
Бура безводная – 18/--
Полевой шпат - --/16,5
Каолин - --/0,5

Смесь делается из расчета три части 1 глазури и одна часть 2 глазури и на 100 г смеси добавляется 15% пинка.

Для окрашивания пинками можно употреблять и сырые глазури, но их нужно делать очень вязкими, для чего в состав их вводятся натуральные силикаты, например, полевой шпат, каолин и т. п. В эти глазури пинк добавляется в количестве 20%.

Плавленые глазури, которые добавлялись при прожигании пинков в третий раз, являются обычными фаянсовыми глазурями на температуру плавления 950—1000°. Под ними хорошо держится пинк, но можно также и в них для получения цветных глазурей добавлять 10—20о/о пинка. По своему характеру пинковые глазури — это среднее между прозрачными глазурями и эмалями, они дают всегда слегка мутноватые глазури очень характерных цветов, недостижимых другими способами.

Также на сайте:



Расписная керамика

Расписная керамикаДревняя керамика поражает своим совершенством. Например, сосуды периодов Халафа и Хассуны - это потрясающее богатство и разнообразие орнаментов, игра красок, цвета, умения скомпоновать узор и цвета в максимально гармоничные и оптимальные для восприятия сочетания.

Керамика другой культуры — Убайдской — орнаментирована намного беднее, но зато она поражает бесконечным многообразием и причудливостью форм.



Обвар и глазурь

Обвар — последняя стадия обработки глиняной посуды в деревенских гончарнях. После обвара глиняная посуда становится менее водопроницаемой и к тому же более прочной. Обвар производится сразу же после того, как еще горячая посуда вынута из горна. Придерживая щипцами, ее окунали в заранее заготовленный жидкий раствор клейстера из ржаной или овсяной муки. Обваривали глиняную посуду также в квасной гуще, которая обычно оставалась на дне кадушки с квасом. Гончары Средней Азии для этих же целей применяли молочную сыворотку.