Глазури с железом
Окись железа окрашивает глазури в цвет бутылочной зелени, коричневато-желтые и красные разных оттенков. В качестве красящих материалов употребляют:
- Окись железа — порошок коричнево-красного цвета.
- Сернокислое железо, или иначе железный купорос — кристаллы светлого зеленого цвета, легко растворяющиеся в воде.
- Железная окалина — пластинки, отлетающие при ковке железа.
- Малярные краски в порошках: охра различных цветов, умбра, терра-ди-сиенa.
- Болюс армянский, кровавик — камнеобразные руды.
Окись железа лучше всего приготовлять в мастерской, так как в зависимости от приготовления и температуры прожига она обладает различным цветом, который отражается на цвете глазури. Обыкновенно для приготовления окиси пользуются железным купоросом, но еще лучше, если растворить железо в серной кислоте и выпарить.
Если нужно получить окись железа очень чистого красного цвета, то железный купорос предварительно „выветривают" на солнце или подогревают у вентилятора в комнате, тогда вместо зеленых кристаллов получается белый порошок с желтоватыми пятнами. Такой порошок прокаливают на поду муфеля или на очаге при свободном доступе воздуха до получения нужного цвета.
При поднятии температуры последовательно изменяется цвет: белесо-красный, красный, кирпичный, коричнево-красный, фиолетовый и черный. Нужно иметь в виду, что при прокаливании выделяется удушливый белый дым (серный ангидрид) и поэтому при прожиге на очаге необходимо принять меры к вентилированию помещения. Полученный препарат растирают и моют несколько раз горячей водой. Можно окись железа получить и холодным путем, но она выходит неприятного коричневого тона.
Окись железа, растворяясь в глазури, окрашивает глазури с содой и поташом в бутылочно-зеленый цвет, а свинцовые в коричневато-желтые и поэтому они не представляют особого интереса. Можно рекомендовать такую прозрачную красно-коричневую глазурь:
Песок - 25
Сурик свинцовый - 75
Железный купорос - 30
Красные глазури с окисью железа делаются непрозрачными, похожими на эмаль. При изготовлении этих глазурей задача заключается в том, чтобы глазурь была очень вязкой и не смогла бы растворить в себе окись железа, которая должна только равномерно распределиться и остаться того цвета, каким была введена в глазурь. В этом случае очень важную роль играет температура обжига, так как если температура выше той, на которую рассчитана глазурь, последняя будет жидкой и растворит железо, изменив его цвет.
На температуру обжига в пределах 750—800° можно рекомендовать глазурь следующего состава, употребляемую в плавленом виде:
Песок - 23
Сурик свинцовый - 68
Каолин или красная глина - 9
В эту глазурь для красных тонов добавляют от 10 до 20% окиси железа или пигмента с железом.
Кроме указанного выше способа приготовления окиси железа, практикуется прибавка других материалов при его приготовлении. Прибавки эти имеют целью или изменить цвет окиси или сделать ее более стойкой от растворения в глазури. Для последней цели, кроме искусственно приготовленных препаратов, пользуются естественными, как, например, охры; эти материалы представляют собой естественное соединение глины с железом. Умбра - глина с железом и марганцем, терра-ди-сиена - очень жирная глина с железом. Армянский болюс и кровавик — камнеподобные соединения железа.
Эти материалы перед введением в глазурь надо прокалить, так как сырые они имеют другой цвет, например охра желтая, а после обжига становится оранжево-коричневой. Вводимые в сыром виде, эти материалы дадут грязный переходный цвет.
От прибавления окиси алюминия цвет окиси железа становится значительно светлее, также действуют и алюминиевые квасцы, но их следует брать в 7—8 раз больше, чем окиси алюминия. С окисью цинка и мелом цвет окиси железа становится желто-коричневым.
Также на сайте:
Замачивание глины или шихтыЕсли гончарное предприятие не отмучивает глину или шихту, то до промера их направляют на замачивание. Если отмученная глина или шихта сильно просушены, то до промеса их тоже нужно замачивать. Замачивание можно производить в простом деревянном чану. Воду лучше всего заливать при помощи лейки. Степень влажности определяется на ощупь. Если при сжатии комка замоченной глины тесто оказывается достаточно мягким и в то же время не прилипает к руке, то это означает, что воды добавлено достаточно. Если же масса слишком влажна, то тесто прилипает к руке. |
Художественная керамикаОснова любого керамического изделия — глина — широко распространенная осадочная горная порода. При увлажнении глина становится вязкой. Высокая пластичность материала была замечена человеком еще в глубокой древности. Из глины лепили множество необходимых в быту предметов — главным образом посуду, украшения и всевозможные культовые фигурки. |