Глазури с железом



Окись железа окрашивает глазури в цвет бутылочной зелени, коричневато-желтые и красные разных оттенков. В качестве красящих материалов употребляют:
- Окись железа — порошок коричнево-красного цвета.
- Сернокислое железо, или иначе железный купорос — кристаллы светлого зеленого цвета, легко растворяющиеся в воде.
- Железная окалина — пластинки, отлетающие при ковке железа.
- Малярные краски в порошках: охра различных цветов, умбра, терра-ди-сиенa.
- Болюс армянский, кровавик — камнеобразные руды.

Окись железа лучше всего приготовлять в мастерской, так как в зависимости от приготовления и температуры прожига она обладает различным цветом, который отражается на цвете глазури. Обыкновенно для приготовления окиси пользуются железным купоросом, но еще лучше, если растворить железо в серной кислоте и выпарить.

Если нужно получить окись железа очень чистого красного цвета, то железный купорос предварительно „выветривают" на солнце или подогревают у вентилятора в комнате, тогда вместо зеленых кристаллов получается белый порошок с желтоватыми пятнами. Такой порошок прокаливают на поду муфеля или на очаге при свободном доступе воздуха до получения нужного цвета.

При поднятии температуры последовательно изменяется цвет: белесо-красный, красный, кирпичный, коричнево-красный, фиолетовый и черный. Нужно иметь в виду, что при прокаливании выделяется удушливый белый дым (серный ангидрид) и поэтому при прожиге на очаге необходимо принять меры к вентилированию помещения. Полученный препарат растирают и моют несколько раз горячей водой. Можно окись железа получить и холодным путем, но она выходит неприятного коричневого тона.

Окись железа, растворяясь в глазури, окрашивает глазури с содой и поташом в бутылочно-зеленый цвет, а свинцовые в коричневато-желтые и поэтому они не представляют особого интереса. Можно рекомендовать такую прозрачную красно-коричневую глазурь:
Песок - 25
Сурик свинцовый - 75
Железный купорос - 30

Красные глазури с окисью железа делаются непрозрачными, похожими на эмаль. При изготовлении этих глазурей задача заключается в том, чтобы глазурь была очень вязкой и не смогла бы растворить в себе окись железа, которая должна только равномерно распределиться и остаться того цвета, каким была введена в глазурь. В этом случае очень важную роль играет температура обжига, так как если температура выше той, на которую рассчитана глазурь, последняя будет жидкой и растворит железо, изменив его цвет.

На температуру обжига в пределах 750—800° можно рекомендовать глазурь следующего состава, употребляемую в плавленом виде:
Песок - 23
Сурик свинцовый - 68
Каолин или красная глина - 9
В эту глазурь для красных тонов добавляют от 10 до 20% окиси железа или пигмента с железом.

Кроме указанного выше способа приготовления окиси железа, практикуется прибавка других материалов при его приготовлении. Прибавки эти имеют целью или изменить цвет окиси или сделать ее более стойкой от растворения в глазури. Для последней цели, кроме искусственно приготовленных препаратов, пользуются естественными, как, например, охры; эти материалы представляют собой естественное соединение глины с железом. Умбра - глина с железом и марганцем, терра-ди-сиена - очень жирная глина с железом. Армянский болюс и кровавик — камнеподобные соединения железа.

Эти материалы перед введением в глазурь надо прокалить, так как сырые они имеют другой цвет, например охра желтая, а после обжига становится оранжево-коричневой. Вводимые в сыром виде, эти материалы дадут грязный переходный цвет.

От прибавления окиси алюминия цвет окиси железа становится значительно светлее, также действуют и алюминиевые квасцы, но их следует брать в 7—8 раз больше, чем окиси алюминия. С окисью цинка и мелом цвет окиси железа становится желто-коричневым.

Также на сайте:



Формовка на болванках

Формовка на веревочной болванке. Этим древним способом можно формовать только сосуды с широким горлышком, например, крынку для молока или вазу. При любом способе лепки сосуда гончар всегда старается уделить большое внимание красоте формы. Но и ее он не может создавать без учета практического назначения сосуда.



Рельефные изразцы

Многоцветные рельефные изразцовые изделия появились в XV-XVI веках в близлежащих к Москве городах. В Москве многоцветные рельефные изразцы впервые появились в Керамическом декоре церкви Троицы в Никитниках (1635-1653г.г.). Светлая жёлто-розовая глина, из которой изготовлены эти изразцы, характерна только для калужского производства, где, по всей вероятности, они и были выполнены. Вероятнее всего, что огромное богатство купца Никитникова дало ему возможность вызывать в Калугу белорусского мастера, которому были известны секреты изготовления цветных эмалей.