Глазури с сурьмой



Сурьма окрашивает глазури в яркий желтый цвет. В качестве красящих материалов служат:
- металлическая сурьма — белый металл, похожий на олово;
- трехсернистая сурьма , в продаже называется антимоний - черный кристаллический порошок;
- сурьмянокислый калий - белый порошок;
- сурьмяная киноварь - кирпично-красный порошок;
- окись сурьмы - белый порошок.

Глазури, окрашенные сурьмой, имеют ярко-желтый цвет, не прозрачный, а похожий на желтые эмали, Помимо окраски в желтый цвет, сурьма употребляется и как белый глушитель, особенно для эмалей по металлу.

Все указанные выше материалы вводятся в глазурь непосредственно в таком виде, как они есть, кроме металлической сурьмы, которую надо растворить в азотной кислоте, осадок промыть и прокалить. Не прокаленный осадок дает метасурьмяную кислоту, которая красит глазурь не в желтый, а в белый цвет, но надо отметить, что с метасурьмяной кислотой свинцовые глазури имеют желтый цвет, а при присутствии щелочей они становятся белыми. Вообще же сурьма дает белую окраску глазурям, в которых отсутствует сурик свинцовый.

Трехсернистая сурьма в обжиге выделяет серу в виде газа, благодаря чему глазурь вспенивается, но если обжиг длительный, глазурь опустится и станет гладкой. При быстром же остывании на поверхности глазури образуется пенка. Чтобы избежать этого, трехсернистую сурьму перед добавлением в глазурь прожигают с суриком свинцовым из расчета:
Трехсернистая сурьма – 3-4 части
Сурик свинцовый - 1 часть
и получают неаполитанскую желтую.

Прожигая трехсернистую сурьму в котле также как и свинец, получим окись сурьмы. Сурьмянокислый калий получается прожиганием в горне:
Селитры калиевой - 4 части
Металлической сурьмы - 1 часть
Полученный после прожига порошок промывается холодной водой.

Глазури для желтого цвета применяются исключительно свинцовые без щелочей, например:
Песок - 33
Сурик свинцовый - 67
Окись сурьмы - 8%

Эта глазурь совершенно глухая и имеет цвет яичного желтка. Чтобы получить более прозрачную глазурь, добавляют буры, например:
Песок - 15
Сурик свинцовый - 75
Бура безводная - 10
Окись сурьмы - 16%

Чтобы получить более темные желтые цвета с оранжевым оттенком, в глазурь добавляется окись железа:
Песок - 40
Сурик свинцовый - 60
Окись сурьмы - 15%
Окись железа - 10%

Для более мягких тонов пользуются сурьмянокислым калием, беря такую основную глазурь:
Песок - 15
Сурик свинцовый - 60
Борная кислота - 25
В эту глазурь добавляется для желтых тонов от 12 до 18% сурьмянокислого калия. Оранжевый оттенок получается, если к желтой глазури добавим от 1 до 3% окиси железа и от 6 до 8% окиси цинка.

Первые три глазури делаются на сырых материалах без предварительного сплавления перед добавлением красителя. Последнюю глазурь лучше сперва сплавить, а потом добавлять красителей. Продолжительный и особенно коптящий обжиг вреден для интенсивного цвета. Быстро проведенный обжиг даже при более высокой температуре не вредит цвету глазури.

Также на сайте:



Гончарство и прогресс

Гончарство ознаменовало собой новый этап взаимоотношений человека и природы. Глина могла приобретать такие качества, как влагонепроницаемость, огнеупорность, только после целой серии специальных действий: добычи и обработки сырья, приготовления теста, формовки, сушки и термической обработки. В ходе многочисленных опытов, которых требовало производство керамической посуды, люди постепенно овладевали новыми знаниями. Таким образом, гончарное производство положило начало множеству новых отраслей.



Значение и роль керамики

Освоение керамики сыграло огромную роль в истории человечества. Историки нередко используют термин «неолитическая революция». Одним из главных компонентов стало изготовление изделий из керамики. В керамическом производстве с самого начала были заложены большие возможности. Керамика фактически является первым искусственным материалом, изобретенным человечеством. До этого человек, изготавливая необходимые орудия труда, оружие, одежду, жилища, лишь механически преобразовывал такие природные материалы, как камень, кость, дерево, кожа, раковины и др.