Глазури с сурьмой



Сурьма окрашивает глазури в яркий желтый цвет. В качестве красящих материалов служат:
- металлическая сурьма — белый металл, похожий на олово;
- трехсернистая сурьма , в продаже называется антимоний - черный кристаллический порошок;
- сурьмянокислый калий - белый порошок;
- сурьмяная киноварь - кирпично-красный порошок;
- окись сурьмы - белый порошок.

Глазури, окрашенные сурьмой, имеют ярко-желтый цвет, не прозрачный, а похожий на желтые эмали, Помимо окраски в желтый цвет, сурьма употребляется и как белый глушитель, особенно для эмалей по металлу.

Все указанные выше материалы вводятся в глазурь непосредственно в таком виде, как они есть, кроме металлической сурьмы, которую надо растворить в азотной кислоте, осадок промыть и прокалить. Не прокаленный осадок дает метасурьмяную кислоту, которая красит глазурь не в желтый, а в белый цвет, но надо отметить, что с метасурьмяной кислотой свинцовые глазури имеют желтый цвет, а при присутствии щелочей они становятся белыми. Вообще же сурьма дает белую окраску глазурям, в которых отсутствует сурик свинцовый.

Трехсернистая сурьма в обжиге выделяет серу в виде газа, благодаря чему глазурь вспенивается, но если обжиг длительный, глазурь опустится и станет гладкой. При быстром же остывании на поверхности глазури образуется пенка. Чтобы избежать этого, трехсернистую сурьму перед добавлением в глазурь прожигают с суриком свинцовым из расчета:
Трехсернистая сурьма – 3-4 части
Сурик свинцовый - 1 часть
и получают неаполитанскую желтую.

Прожигая трехсернистую сурьму в котле также как и свинец, получим окись сурьмы. Сурьмянокислый калий получается прожиганием в горне:
Селитры калиевой - 4 части
Металлической сурьмы - 1 часть
Полученный после прожига порошок промывается холодной водой.

Глазури для желтого цвета применяются исключительно свинцовые без щелочей, например:
Песок - 33
Сурик свинцовый - 67
Окись сурьмы - 8%

Эта глазурь совершенно глухая и имеет цвет яичного желтка. Чтобы получить более прозрачную глазурь, добавляют буры, например:
Песок - 15
Сурик свинцовый - 75
Бура безводная - 10
Окись сурьмы - 16%

Чтобы получить более темные желтые цвета с оранжевым оттенком, в глазурь добавляется окись железа:
Песок - 40
Сурик свинцовый - 60
Окись сурьмы - 15%
Окись железа - 10%

Для более мягких тонов пользуются сурьмянокислым калием, беря такую основную глазурь:
Песок - 15
Сурик свинцовый - 60
Борная кислота - 25
В эту глазурь добавляется для желтых тонов от 12 до 18% сурьмянокислого калия. Оранжевый оттенок получается, если к желтой глазури добавим от 1 до 3% окиси железа и от 6 до 8% окиси цинка.

Первые три глазури делаются на сырых материалах без предварительного сплавления перед добавлением красителя. Последнюю глазурь лучше сперва сплавить, а потом добавлять красителей. Продолжительный и особенно коптящий обжиг вреден для интенсивного цвета. Быстро проведенный обжиг даже при более высокой температуре не вредит цвету глазури.

Также на сайте:



Обвар и глазурь

Обвар — последняя стадия обработки глиняной посуды в деревенских гончарнях. После обвара глиняная посуда становится менее водопроницаемой и к тому же более прочной. Обвар производится сразу же после того, как еще горячая посуда вынута из горна. Придерживая щипцами, ее окунали в заранее заготовленный жидкий раствор клейстера из ржаной или овсяной муки. Обваривали глиняную посуду также в квасной гуще, которая обычно оставалась на дне кадушки с квасом. Гончары Средней Азии для этих же целей применяли молочную сыворотку.



Печные эмали

Эмали отличаются от глазурей тем, что они совершенно непрозрачны и сквозь них не видно цвета черепка изделия. По своему назначению эмали можно подразделить на две группы. Первая группа белых эмалей для печных изразцов, а вторая группа - белые и цветные эмали для декоративных изделий. Это подразделение на две группы вызывается тем, что к эмалям на печные изразцы предъявляется ряд требований, с которыми можно частично не считаться, приготовляя декоративные эмали.

Требования эти следующие:
- эмаль должна быть безукоризненно белого цвета, без синевы;