Глазури с медью



Медь окрашивает глазури в цвета: голубой, холодный зеленый, яркий зеленый (травяной), серо-фиолетовый, красный, красно-коричневый и синий. В глазури медь вводится в виде следующих материалов:
- окись меди — порошок почти черного цвета;
- закись меди — порошок красного цвета;
- сернокислая медь иначе медный купорос - кристаллы синего цвета.

Окись меди нетрудно получить двумя путями.
1. Прожечь в обычном горне, вместе с изделиями, медный купорос, отчего получится черный порошок, который нужно довольно хорошо растереть и облить горячей водой. Если вода не окрасится в голубой цвет, то окись меди готова, если же получится беловатый порошок, а вода окрасится в голубой цвет, то следует прожечь еще раз. Не следует ставить в очень сильный огонь, так как медный купорос сильно спекается и его тогда очень трудно толочь и отделять от стенок тигля.

2. Прожечь в горне тонкую медную стружку, медные опилки или проволоку; полученный черный нагар (окалина) и будет окисью меди. Ее нужно тщательно отделить от оставшейся металлической меди. Не следует путать красную медь и латунь желтую. В латуни на 2 ч. меди добавлена 1 ч, цинка. При получении из латуни окиси и добавлении ее в глазурь это следует учитывать. Цвету глазури окись цинка не вредит.

Получение закиси меди довольно сложно, применять ее рекомендуется только при восстановительном обжиге, но и в этом случае она не является необходимостью. Все указанные выше цвета получаются с окисью меди, но в разных глазурях и в разных условиях обжига.

Очень красивый цвет голубой восточной бирюзы дают глазури, в которых мало сурика свинцового и борной кислоты, а преобладают поташ или селитра калиевая. Такой цвет получается в чистом виде при окраске стекла. Но так как температура плавления стекла для таких глазурей очень высока и, кроме того, стекло плохо приплавляется к черепку и отстает в виде пластинки, то приходится мириться с введением нежелательных плавней и голубые глазури делают такие (А/Б):
Песок – 45/31
Сурик свинцовый – 35/38
Поташ – 20/31

Добавляя окиси меди не более 5%. От примеси эмали в эту глазурь портится цвет, поэтому лучше для заглушения добавлять примерно 10% мышьяку. Другого оттенка (более синего) получается голубая бирюзовая глазурь при замене в глазурях А и Б поташа (калия) содой (натрием).

При обжиге медных глазурей надо остерегаться получения красных пятен, образующихся при очень сильном осаждении сажи в отдаленных от пламени углах горна в первый период обжига. Полную иллюзию бирюзы получают, если в глазурь ввести окись олова для заглушения по такому рецепту:
Песок - 54
Сурик свинцовый - 22
Поташ - 6
Сода - 13
Мел - 5

Эту смесь фриттуют в обычном обжиге при 800—900°; она не расплавляется, а только спекается, поэтому для лучшей проработки ее ставят, в печь 3—4 раза, размельчая каждый раз перед помещением в печь. После фриттования в нее добавляют 4% окиси меди, 7% окиси олова и наносят на изделие толстым слоем. Эта глазурь (эмаль) не течет, а только остекловывается, давая иллюзию драгоценного камня.

Также на сайте:



Фритта и кристаллическая глазурь

Фритта. Это стеклообразный материал, который получается при плавлении массы и ее быстром охлаждении. Термический удар «поджаривает» стекло, которое разбивается на осколки. Частицы стекла затем перемалываются в порошок. Фритта находит широкое применение в покрытиях керамической облицовки, как в сочетании с глазурями, так и самостоятельно, благодаря ряду свойств:
- понижает точку плавления глазурей. Фритованные глазури расплавляются при температуре более низкой, чем сырые глазури того же состава;
- переводит глазурные водные суспензии в нерастворимое состояние;



Потери веса глазури

Всякая глазурь при сплавлении теряет в весе. Это происходит от того, что из нее испаряется вода и улетучиваются некоторые вещества. Определить, какое количество глазури получится после варки, вполне возможно, пользуясь приведенной ниже таблицей. Практически установлено, что майоликовые глазури в зависимости от состава теряют в весе от 3 до 20%.