Глазури с медью



Медь окрашивает глазури в цвета: голубой, холодный зеленый, яркий зеленый (травяной), серо-фиолетовый, красный, красно-коричневый и синий. В глазури медь вводится в виде следующих материалов:
- окись меди — порошок почти черного цвета;
- закись меди — порошок красного цвета;
- сернокислая медь иначе медный купорос - кристаллы синего цвета.

Окись меди нетрудно получить двумя путями.
1. Прожечь в обычном горне, вместе с изделиями, медный купорос, отчего получится черный порошок, который нужно довольно хорошо растереть и облить горячей водой. Если вода не окрасится в голубой цвет, то окись меди готова, если же получится беловатый порошок, а вода окрасится в голубой цвет, то следует прожечь еще раз. Не следует ставить в очень сильный огонь, так как медный купорос сильно спекается и его тогда очень трудно толочь и отделять от стенок тигля.

2. Прожечь в горне тонкую медную стружку, медные опилки или проволоку; полученный черный нагар (окалина) и будет окисью меди. Ее нужно тщательно отделить от оставшейся металлической меди. Не следует путать красную медь и латунь желтую. В латуни на 2 ч. меди добавлена 1 ч, цинка. При получении из латуни окиси и добавлении ее в глазурь это следует учитывать. Цвету глазури окись цинка не вредит.

Получение закиси меди довольно сложно, применять ее рекомендуется только при восстановительном обжиге, но и в этом случае она не является необходимостью. Все указанные выше цвета получаются с окисью меди, но в разных глазурях и в разных условиях обжига.

Очень красивый цвет голубой восточной бирюзы дают глазури, в которых мало сурика свинцового и борной кислоты, а преобладают поташ или селитра калиевая. Такой цвет получается в чистом виде при окраске стекла. Но так как температура плавления стекла для таких глазурей очень высока и, кроме того, стекло плохо приплавляется к черепку и отстает в виде пластинки, то приходится мириться с введением нежелательных плавней и голубые глазури делают такие (А/Б):
Песок – 45/31
Сурик свинцовый – 35/38
Поташ – 20/31

Добавляя окиси меди не более 5%. От примеси эмали в эту глазурь портится цвет, поэтому лучше для заглушения добавлять примерно 10% мышьяку. Другого оттенка (более синего) получается голубая бирюзовая глазурь при замене в глазурях А и Б поташа (калия) содой (натрием).

При обжиге медных глазурей надо остерегаться получения красных пятен, образующихся при очень сильном осаждении сажи в отдаленных от пламени углах горна в первый период обжига. Полную иллюзию бирюзы получают, если в глазурь ввести окись олова для заглушения по такому рецепту:
Песок - 54
Сурик свинцовый - 22
Поташ - 6
Сода - 13
Мел - 5

Эту смесь фриттуют в обычном обжиге при 800—900°; она не расплавляется, а только спекается, поэтому для лучшей проработки ее ставят, в печь 3—4 раза, размельчая каждый раз перед помещением в печь. После фриттования в нее добавляют 4% окиси меди, 7% окиси олова и наносят на изделие толстым слоем. Эта глазурь (эмаль) не течет, а только остекловывается, давая иллюзию драгоценного камня.

Также на сайте:



Техника раку

Западный мир относительно недавно познакомился с техникой раку, зародившейся в Японии. Получаемый декоративный эффект и своеобразие самого производственного процесса, при котором изделие в раскаленном виде вынимается из печи, существенно отличают эту технику от классического способа производства керамики.

Техника раку, что буквально означает наслаждение, радость жизни, зародилась под влиянием духовного учения дзэн, которое учит замечать скрытую гармонию в малых вещах и находить красоту в простоте и естественности форм.



Эмали без заглушения

Для получения заглушённых глазурей можно не добавлять белой эмали, а просто ввести в прозрачную глазурь окись олова, мышьяк или сурьму, тогда получатся текучие эмали. Правда, при таком приеме глушители не дают особенно хороших результатов в смысле заглушения, но улучшить это возможно, вводя глушители при фриттовании или сплавлении глазури.

Совершенно другого характера получаются эмали без глушителей. Они получаются не глухого белого цвета, а полупрозрачные, вроде опала. Такой эффект дает соединение борной кислоты с свинцовым суриком и кварцевым песком, например:

Борная кислота - 50,0