Глазури с марганцем



Марганец окрашивает глазури в розоватый, фиолетовый, лиловый (аметистовый) и коричневый цвета. Добавляют его в виде: окиси марганца - порошок темно-коричневого цвета или перекиси марганца, иначе пиролюзит - это чиатурская руда, добываемая в Армении. После размола представляет собой черный порошок. Как натуральный материал всегда содержит примесь железа. Для коричневых и бурых глазурей эта примесь не вредна, но совершенно недопустима для фиолетовых и розовых глазурей.

Чтобы получить совершенно чистый препарат марганца поступают так: марганцево-кислое кали растворяют в серной кислоте, а затем осаждают едкой щелочью. Можно пользоваться марганцево-кислым калием которого надо вводить вдвое больше, чем перекиси марганца, и осаждать сахарным песком или серноватистокислым натрием (гипосульфитом).

В зависимости от состава глазури марганец дает разные цвета. Так же, как и медь, он тем чище и отчетливее дает яркие и прозрачные глазури, чем меньше в них сурика свинцового и буры. Например, с содой (натрием) дает лиловый (аметистовый) холодный цвет. Можно рекомендовать глазурь:
Песок - 39
Сурик свинцовый - 33
Сода - 28
Окись марганца - 3%

Если же вместо соды взять поташ (калий), то цвет получится красно-фиолетовый, а в светлых тонах розовый:
Песок - 39
Сурик свинцовый - 33
Поташ - 28
Окиси марганца – 5%

Эта глазурь употребляется как в сыром виде, так и фриттованной. Перекись марганца, особенно прожженная, — порошок очень твердый и его следует очень тщательно растирать, иначе он может получиться крапинками, особенно в эмалях. Очень длительный обжиг вреден марганцу в приведенных выше двух глазурях, он, как говорят гончары, выгорает.

При недожиге глазури получаются черного цвета. Указанные выше проценты красителя необязательны, они несколько преувеличены в расчете на длительный обжиг. В каждом отдельном случае следует практически устанавливать нужный процент красителя, считаясь с характером обжига и опытом.

Значительно легче получаются коричневые глазури. Довольно хороший красно-коричневый цвет имеют глазури, когда на 100 ч. сплавленных глазурей состава (1/2):
Песок – 45/50
Сурик свинцовый – 35/30
Поташ – 12/12
Сода -8/8

добавить:
Соды - 6
Селитры калиевой - 6
Окиси сурьмы – 2,5
Окиси марганца - 7

Для желто-коричневой составляется глазурь:
Песок - 41
Сурик свинцовый - 48
Поташ - 7
Сода - 4

и на 100 частей добавляется:
окиси марганца - 4%
окиси железа - 11%

От очень сильного и продолжительного обжига эта глазурь приобретает зеленоватый оттенок. Очень красивый красно-коричневый цвет имеет при нанесении на черепок в сыром виде такая глазурь:
Сурик свинцовый - 80
Песок - 20
Марганец -З%
Умбра сырая - 1%

Умбра - порошковая серая краска с большим количеством окиси железа и марганца. Ее можно заменить охрой или красной глиной, но от этого цвет становится хуже.
Густой лиловый цвет имеет глазурь предварительно сплавленная вместе с красителями:

Песок - 19
Сурик свинцовый - 48
Бура безводная - 33
Окись марганца - 5%
Окись меди - 1%

При добавлении в глазури вместе с марганцем окиси кобальта получаются холодные лиловые цвета с чернильным оттенком, например:

Песок - 45/50
Сурик свинцовый - 35/30
Поташ - 12/12
Сода - 8/8

и на 100 ч. сплавленной той или другой глазури:
Окиси марганца - 4,00% ,
Окиси кобальта - 0,25%

Также на сайте:



Символика русской печи

Дом, жилище в представлении наших предков были повторением мира. Потолок простирался над избой, как небо, подполье казалось подземным царством, устье печи напоминало то древний алтарь со священным огнём, то вход в ад. Мир казался чужим и страшным, а дом обжитым и своим. Чтобы снаружи не влетела в дом нечистая сила, двери крестили – рисовали мелом или сажей кресты, а окна закрывали ставнями. Нельзя было находиться на границе между тем и этим миром – сидеть на пороге, здороваться или прощаться через порог.



Двойной разъемный штамп

Этот штамп состоит из двух половин и обычно используется для литья изделий и произведений искусства округленной формы или на прямоугольной подставке. При литье изделия на подставке следует учитывать, что углубления в нижней части штампа должны быть большего размера, чем в верхней.

Оригинал, вылепленный из глины или из других материалов, следует разделить на две половины. Для каждой из них приготовляется гипсовая форма для литья тем же способом, что и при работе с простым штампом.