Глазури с марганцем



Марганец окрашивает глазури в розоватый, фиолетовый, лиловый (аметистовый) и коричневый цвета. Добавляют его в виде: окиси марганца - порошок темно-коричневого цвета или перекиси марганца, иначе пиролюзит - это чиатурская руда, добываемая в Армении. После размола представляет собой черный порошок. Как натуральный материал всегда содержит примесь железа. Для коричневых и бурых глазурей эта примесь не вредна, но совершенно недопустима для фиолетовых и розовых глазурей.

Чтобы получить совершенно чистый препарат марганца поступают так: марганцево-кислое кали растворяют в серной кислоте, а затем осаждают едкой щелочью. Можно пользоваться марганцево-кислым калием которого надо вводить вдвое больше, чем перекиси марганца, и осаждать сахарным песком или серноватистокислым натрием (гипосульфитом).

В зависимости от состава глазури марганец дает разные цвета. Так же, как и медь, он тем чище и отчетливее дает яркие и прозрачные глазури, чем меньше в них сурика свинцового и буры. Например, с содой (натрием) дает лиловый (аметистовый) холодный цвет. Можно рекомендовать глазурь:
Песок - 39
Сурик свинцовый - 33
Сода - 28
Окись марганца - 3%

Если же вместо соды взять поташ (калий), то цвет получится красно-фиолетовый, а в светлых тонах розовый:
Песок - 39
Сурик свинцовый - 33
Поташ - 28
Окиси марганца – 5%

Эта глазурь употребляется как в сыром виде, так и фриттованной. Перекись марганца, особенно прожженная, — порошок очень твердый и его следует очень тщательно растирать, иначе он может получиться крапинками, особенно в эмалях. Очень длительный обжиг вреден марганцу в приведенных выше двух глазурях, он, как говорят гончары, выгорает.

При недожиге глазури получаются черного цвета. Указанные выше проценты красителя необязательны, они несколько преувеличены в расчете на длительный обжиг. В каждом отдельном случае следует практически устанавливать нужный процент красителя, считаясь с характером обжига и опытом.

Значительно легче получаются коричневые глазури. Довольно хороший красно-коричневый цвет имеют глазури, когда на 100 ч. сплавленных глазурей состава (1/2):
Песок – 45/50
Сурик свинцовый – 35/30
Поташ – 12/12
Сода -8/8

добавить:
Соды - 6
Селитры калиевой - 6
Окиси сурьмы – 2,5
Окиси марганца - 7

Для желто-коричневой составляется глазурь:
Песок - 41
Сурик свинцовый - 48
Поташ - 7
Сода - 4

и на 100 частей добавляется:
окиси марганца - 4%
окиси железа - 11%

От очень сильного и продолжительного обжига эта глазурь приобретает зеленоватый оттенок. Очень красивый красно-коричневый цвет имеет при нанесении на черепок в сыром виде такая глазурь:
Сурик свинцовый - 80
Песок - 20
Марганец -З%
Умбра сырая - 1%

Умбра - порошковая серая краска с большим количеством окиси железа и марганца. Ее можно заменить охрой или красной глиной, но от этого цвет становится хуже.
Густой лиловый цвет имеет глазурь предварительно сплавленная вместе с красителями:

Песок - 19
Сурик свинцовый - 48
Бура безводная - 33
Окись марганца - 5%
Окись меди - 1%

При добавлении в глазури вместе с марганцем окиси кобальта получаются холодные лиловые цвета с чернильным оттенком, например:

Песок - 45/50
Сурик свинцовый - 35/30
Поташ - 12/12
Сода - 8/8

и на 100 ч. сплавленной той или другой глазури:
Окиси марганца - 4,00% ,
Окиси кобальта - 0,25%

Также на сайте:



Предварительная обработка

Для того чтобы вылепить качественный прочный сосуд, недостаточно просто найти залежи высококачественной глины. После добычи сырья предстоит еще длительный путь его обработки, затем составления формовочных масс. Далее следуют процесс конструирования сосуда, обработка его внутренней и внешней поверхностей. Затем следуют операции, повышающие прочность готового изделия и придающие ему влагонепроницаемость.



Изразцы

Особое место в русском гончарном ремесле занимало изготовление изразцов. Изразцы представляют собой одну из разновидностей архитектурно-декоративной керамики, которая применяется для внешней облицовки зданий и внутреннего интерьера и отделки стен. В западноевропейских государствах такая керамика получила название «кафель».

На территории нашей страны изразцовые украшения применялись уже во времена Киевской Руси до татаро-монгольского нашествия. Нередко из отдельных изразцов выполнялись целые панно, украшавшие фасады культовых и светских зданий.