Глазури с кобальтом



Красителями для получения цветных глазурей или эмалей служат окислы, соли или специально приготовленные пигменты следующих металлов-красителей: кобальта, меди, марганца, хрома, железа, сурьмы, урана, золота, никеля, платины, иридия, титана и серебра.

Кобальт, независимо от состава и температуры плавления глазурей, окрашивает их в синие цвета. Материалы, посредством которых вводят кобальт в глазурь следующие.

Окись кобальта - порошок почти черного цвета. Как технический материал всегда имеет примеси других металлов красителем (марганца, железа), влияющих на оттенок глазури. Значительные примеси их дают коричневый или фиолетово-чернильный оттенки. Обычно же примесей немного, заметного влияния па цвет они не оказывают и для рядовой работы ими можно пренебречь.

Шмальта или смальта — синий порошок, сравнительно грубого помола и очень тяжелый по весу. Это толченое синее стекло, в котором кобальта очень немного (примерно 3—4%); он довольно тугоплавок, примешанный в белую эмаль окрашивает ее неравномерно, а слегка расплывающимися синими точками. Часто применяется в кустарных мастерских, где считают, что шмальта выгоднее, так как она много дешевле (раз в десять); однако, красящая способность ее меньше раз в 30—40. Не рекомендуется ею пользоваться потому, что состав шмальты неопределенный и нельзя быть уверенным в получении нужного цвета.

Цафра или саффлер - обожженная кобальтовая руда, в состав которой кобальт входит вместе с мышьяком. Как природный материал - самый дешевый; встречается в Закавказье. Благодаря присутствию мышьяка, глазури получаются всегда слегка заглушёнными, но значительно более яркого цвета. Является очень желательным материалом, если достаточно чист, но возможны неожиданности от случайных примесей марганца, железа и никеля. Вероятно этим материалом пользовались при изготовлении древних майолик Средней и Малой Азии.

Кобальтовый купорос или иначе сернокислый кобальт — темно красные пластинчатые кристаллы, растворимые в воде. Удобен для получения других соединений кобальта:
- азотнокислый кобальт — крупные красные игольчатые кристаллы;
хлористый кобальт — красные игольчатые кристаллы;
углекислой кобальт —розовый порошок с лиловатым оттенком;
фосфорнокислый кобальт - нежно- розовый рыхлый порошок.

В составах цветных глазурей обычно указывается количество кобальта в виде окиси кобальта, в случае надобности окись можно заменить любым вышеназванным препаратом, но вместо каждых 10 г окиси надо отвешивать (г):

Шмальты - 300-350;
Цафры - 13-14;
Сернокислого кобальта - 34;
Углекислого - 14;
Фосфорнокислого - 16,5;
Хлористого - 29;
Азотнокислого - 35.

Кобальт окрашивает глазурь в синий цвет, но в зависимости от плавней, из которых составлена глазурь, он дает разные оттенки, благодаря чему молено получить любой синий цвет, подобный лазури, индиго, ультрамарину.

Самый яркий и резкий ультрамариновый тон получается при преобладании среди плавней щелочей, особенно натрия. Преобладание калия дает чистый спектральный синий цвет. Сурик свинцовый и борная кислота грязнят синий цвет, а именно: сурик ведет к фиолетовому, а борная кислота - к зеленовато-мутному.

Практически трудно избежать применения этих плавней для глазурей с невысокими температурами плавления, поэтому для получения ярких цветов стремятся ввести побольше щелочей, но не свыше 20%, так как иначе под действием влаги щелочи могут выступить на поверхности глазури белыми точками. Здесь мы приводим рецепт глазури, плавящейся при 825—850°, выработанный керамиком Деком:
Песок - 45
Сурик свинцовый - 35
Поташ - 12
Сода - 8

Еще более чистая, но и более тугоплавкая глазурь:
Песок - 50
Сурик свинцовый - 30
Поташ - 12
Сода - 8

Также на сайте:



Зарождение гончарства

Не приходилось ли вам наблюдать, как делает свое гнездо ласточка? Кроме былинок, используемых всеми пернатыми строителями, в дело идет также глина. Мало того, глина у ласточек — основной строительный материал. Недаром в народе говорят: «Пчелка лепит из воска, а ласточка из глины». Размягчая глину жидкостью, выделяемой специальными железами, ласточка, как заправский гончар, комочек за комочком лепит глубокую чашу. Высыхая, она становится настолько прочной, что, случись ей ненароком упасть, — не разобьется.



Виды орнамента

Со временем символический смысл тех или иных узоров постепенно отходил на второй план, а затем иногда и забывался. Начиная с эпохи Средневековья, все большую роль играет декоративная или эстетическая функция орнамента. С технологической точки зрения орнамент на керамической посуде делится на три большие группы: графический, скульптурный и расписной.