Глазури с кобальтом



Красителями для получения цветных глазурей или эмалей служат окислы, соли или специально приготовленные пигменты следующих металлов-красителей: кобальта, меди, марганца, хрома, железа, сурьмы, урана, золота, никеля, платины, иридия, титана и серебра.

Кобальт, независимо от состава и температуры плавления глазурей, окрашивает их в синие цвета. Материалы, посредством которых вводят кобальт в глазурь следующие.

Окись кобальта - порошок почти черного цвета. Как технический материал всегда имеет примеси других металлов красителем (марганца, железа), влияющих на оттенок глазури. Значительные примеси их дают коричневый или фиолетово-чернильный оттенки. Обычно же примесей немного, заметного влияния па цвет они не оказывают и для рядовой работы ими можно пренебречь.

Шмальта или смальта — синий порошок, сравнительно грубого помола и очень тяжелый по весу. Это толченое синее стекло, в котором кобальта очень немного (примерно 3—4%); он довольно тугоплавок, примешанный в белую эмаль окрашивает ее неравномерно, а слегка расплывающимися синими точками. Часто применяется в кустарных мастерских, где считают, что шмальта выгоднее, так как она много дешевле (раз в десять); однако, красящая способность ее меньше раз в 30—40. Не рекомендуется ею пользоваться потому, что состав шмальты неопределенный и нельзя быть уверенным в получении нужного цвета.

Цафра или саффлер - обожженная кобальтовая руда, в состав которой кобальт входит вместе с мышьяком. Как природный материал - самый дешевый; встречается в Закавказье. Благодаря присутствию мышьяка, глазури получаются всегда слегка заглушёнными, но значительно более яркого цвета. Является очень желательным материалом, если достаточно чист, но возможны неожиданности от случайных примесей марганца, железа и никеля. Вероятно этим материалом пользовались при изготовлении древних майолик Средней и Малой Азии.

Кобальтовый купорос или иначе сернокислый кобальт — темно красные пластинчатые кристаллы, растворимые в воде. Удобен для получения других соединений кобальта:
- азотнокислый кобальт — крупные красные игольчатые кристаллы;
хлористый кобальт — красные игольчатые кристаллы;
углекислой кобальт —розовый порошок с лиловатым оттенком;
фосфорнокислый кобальт - нежно- розовый рыхлый порошок.

В составах цветных глазурей обычно указывается количество кобальта в виде окиси кобальта, в случае надобности окись можно заменить любым вышеназванным препаратом, но вместо каждых 10 г окиси надо отвешивать (г):

Шмальты - 300-350;
Цафры - 13-14;
Сернокислого кобальта - 34;
Углекислого - 14;
Фосфорнокислого - 16,5;
Хлористого - 29;
Азотнокислого - 35.

Кобальт окрашивает глазурь в синий цвет, но в зависимости от плавней, из которых составлена глазурь, он дает разные оттенки, благодаря чему молено получить любой синий цвет, подобный лазури, индиго, ультрамарину.

Самый яркий и резкий ультрамариновый тон получается при преобладании среди плавней щелочей, особенно натрия. Преобладание калия дает чистый спектральный синий цвет. Сурик свинцовый и борная кислота грязнят синий цвет, а именно: сурик ведет к фиолетовому, а борная кислота - к зеленовато-мутному.

Практически трудно избежать применения этих плавней для глазурей с невысокими температурами плавления, поэтому для получения ярких цветов стремятся ввести побольше щелочей, но не свыше 20%, так как иначе под действием влаги щелочи могут выступить на поверхности глазури белыми точками. Здесь мы приводим рецепт глазури, плавящейся при 825—850°, выработанный керамиком Деком:
Песок - 45
Сурик свинцовый - 35
Поташ - 12
Сода - 8

Еще более чистая, но и более тугоплавкая глазурь:
Песок - 50
Сурик свинцовый - 30
Поташ - 12
Сода - 8

Также на сайте:



Техника окрашивания

В зависимости от техники декорирования при окрашивании используются различные инструменты. Кисти имеют разную величину и форму, бывают синтетическими или из натурального волоса. В зависимости от качества кисти получаются разнообразные декоративные эффекты.

Кисти с очень тонким кончиком предназначены для техники украшения кантом, при которой выполняются тонкие цветные полоски. Более толстые кисти используются для заполнения углублений или для техники тиснения. После работы всегда рекомендуется тщательно мыть кисти водой с мылом.



Температура обжига

Обжиг майоликовых изделий довольно труден и является одним из важнейших процессов производства. В этой работе главное уметь определить температуру, не давать коптящего пламени и прекратить вовремя обжиг. Довольно успешно можно следить за обжигом глазурованных изделий по небольшим плиткам, на которые наносятся обжигаемые глазури.