Глазури с хромом



Хром дает весьма богатую палитру цветов. Употребляется главным образом в виде следующих материалов:
- двухромовокислый калий или иначе хромпик — кристаллы ярко-оранжевого цвета, легко растворимые в воде;
- хромовые квасцы — темно-лиловые кристаллы, окрашивающие воду при растворении в зеленый цвет;
- окись хрома - порошок зеленого цвета, получающийся прожиганием в горне смеси растолченного хромпика с порошковой серой (серным цветом), которой берут около 1/3 от веса хромпика. Температура прожига от 700 до 1200°. Чем выше температура, тем темнее цвет. Полученную после прожига пенку растирают и промывают горячей водой с несколькими каплями соляной кислоты. Промывка повторяется раза 3—4, пока сливаемая вода не будет совершенно чистой без желтой окраски;
- хромовокислый свинец - порошок яркого желтого цвета. Приготовляют его так: в одной посуде растворяют в горячей воде хромпик, а в другой уксуснокислый свинец. Раствор выливают при помешивании в раствор хромпика, отчего получается ярко-желтое молоко, из которого постепенно осаживается на дно уксуснокислый свинец (сахар сатурн).

На 1 ч. хромпика берут 2 и 1/3 ч. сахара сатурна, отвешивая их до растворения. Эту операцию, как и дальнейшую промывку, надо вести перед топящейся печью или перед вентилятором, а рот и нос закрывать респиратором или хотя бы тряпкой, так как пары очень раздражают слизистую оболочку, отчего получается заболевание, похожее на насморк или кашель.

Когда на дно посуды осядет желтый осадок, воду сливают, наливают горячей воды и хорошо промешивают; это повторяют до тех пор, пока вода не будет совершенно бесцветной и не прекратится запах. После этого осадок высушивают и он готов к употреблению. Надо отметить, что промывки эти очень хлопотливы, но совершенно необходимы, так как плохо промытые препараты хрома портят другие глазури, окрашивая их в желтый цвет (особенно эмали светлых тонов) на соседних участках при обжиге.

Яркие желтые прозрачные цвета получаются с хромовыми квасцами в очень легкоплавких глазурях:
Песок - 17
Сурик свинцовый - 83
Хромовые квасцы – 4%

Цвет гуммигуд получается при добавлении к этой глазури 0,5% окиси меди. Количество квасцов можно увеличивать до 8%, от этого усиливается густота цвета. Предварительно сплавлять глазурь этого состава не нужно.

Заменяя хромовые квасцы в этой глазури хромпиком, получаем прозрачные оранжевые тона, самый выразительный получается с 8% хромпика. Для чистоты цвета эту глазурь следует обжигать при температуре не свыше 750°, иначе в толстых слоях появляется коричневый оттенок.

Более легкоплавкая глазурь:
Песок - 5
Сурик свинцовый – 95
при добавлении хромпика до 22% получается цвета крови. При прибавлении в нее 1—1,5% окиси цинка цвет глазури без вреда выдерживает повышение температуры до 850—900°. Предварительно сплавлять этот состав не надо. Между этими двумя .крайними глазурями молено иметь различные оттенки от оранжевого до густого красного цвета, изменяя количество хромпика и увеличивая количество сурика свинцового.

Совершенно другой характер принимают красные глазури, если их делать на сплавленной глазури, а хромпик заменить хромовокислым свинцом, например:
Песок - 24
Сурик свинцовый - 76
добавляя 33°/о хромовокислого свинца, получаем глазурь с матовой кристаллической (как мороз на стеклах) поверхностью ярко-красного цвета. Оттенок зависит от температуры обжига; между 650—700° киноварь, а выше темнее и приобретает коричневатый оттенок. При 850° цвет глазури напоминает китайскую красную, а поверхность становится более блестящая, чем при низких температурах.

Таким образом, употребление хромовокислого свинца нужно только тогда, когда мы пользуемся сплавленной глазурью и добавляем в нее отдельно краситель. В этом случае кристаллическое строение глазури обнаруживается особенно резко и тем более резко, чем лучше была сплавлена глазурь.

Чтобы получить такую же кристаллическую глазурь без хромовокислого свинца, все материалы вместе с красителем хромпиком достаточно только сфриттовать. При этом часто фритта получается грязно-зеленого цвета, но при обжиге на черепке при температуре 700—750° получается глазурь красного цвета.

Также на сайте:



Горн и кессельская печь

Дровяной горн, с камерой длиной 125 см, шириной 85 и высотой со сводом 100 см и выносной топкой, — очень хороший горн, пригодный для обжига облицовочных плиток. При заборке плиток в рейки их помещается в горне такое количество, которым можно покрыть площадь в 6 кв. м. Топка выносная, т. е. не находящаяся непосредственно под обжигательной камерой. Топка имеет небольшой наклон, так что печные газы еще в топке получают движение вверх и полено горит равномерно с обоих концов.



Формовка на гончарном круге

Формовка на гончарном кругеПри работе на гончарном круге начинающим гончарам рекомендуется использовать мягкую глину. Позднее, когда вы освоите основные приемы, выполнение большей части которых сможете довести до автоматизма, можно будет перейти к более твердым сортам керамических масс.

Начинать освоение гончарного круга лучше всего с изготовления небольших вещей. К таким относятся, например, небольшие тарелки.