Добавление кобальта



Примесь кобальта для ярких цветов в эти глазури достаточна в количестве 0,5% (на 100 г глазури 0,5% окиси кобальта), при 1% получается очень густой цвет, переходящий в черный, при добавлении более 3% окиси кобальта он выступает на поверхности глазури черно-графитным налетом. Особенно ярка эта глазурь, когда кобальт введен в предварительно сплавленную или фриттованную глазурь. Вообще кобальт вводится в глазурь сырую или после сплавления, или же плавится с глазурью.

Целесообразно краситель прибавлять после сплавления, так как тогда можно получать глазури разной силы окраски и, кроме того, эта же глазурь может быть окрашена в другие цвета другими окислами.

Если в эти глазури добавить, кроме кобальта, окись меди, получим глазурь цвета индиго, например:
Песок - 45
Сурик свинцовый - 35
Поташ - 12
Сода – 8

Окиси кобальта - 0,5%
Окиси меди - 2,0%

Окиси меди добавляется в 4 раза больше, так как ее красящая способность много слабее кобальта. Чтобы получить цвет близкий к берлинской лазури или мидори, пользуются другим флюсом, куда вводится бура:
Песок - 34
Сурик свинцовый - 34
Бура безводная - 23
Селитра калиевая - 9

Окрашивают после сплавления, добавляя на 100 частей глазури:
Окиси кобальта - 0,33%
Окиси меди - 2,0%

В свинцовые и свинцово-буровые глазури окиси кобальта вообще вводится не более 2,5%. Можно получить глазурь без свинца, например, такого состава:
Песок - 25
Бура безводная - 25
Селитра калиевая - 18
Мрамор - 9
Барий углекислый - 18
Борная кислота – 5

Окиси кобальта в эту глазурь вводится до 3%.

Если в качестве красителя пользоваться шмальтой, то ее по расчету надо брать в три раза больше глазури, но, принимая во внимание ее тугоплавкость, это сделать нельзя, и поэтому со шмальтой глазури делаются без сплавления примерно такого состава:
Сурик свинцовый - 40
Песок - 20
Шмальта – 40

Другая глазурь ультрамаринового цвета непрозрачная и матовая:
Сурик свинцовый - 33
Песок - 33
Шмальта – 34

В кустарных мастерских довольно широко применяется глазурь со шмальтой такого состава:
Сурик свинцовый - 45
Песок - 35
Соль - 15
Шмальта – 5

Цвет этой глазури серовато-голубой.

Если есть возможность вводить в глазури соли кобальта, о которых говорилось выше, то надо отметить, что сернокислый кобальт, азотнокислый кобальт и хлористый кобальт хорошо растворяются в воде, и поэтому пористый черепок изделия впитывает в себя вместе с водой и часть растворившегося кобальта, оставив слабо окрашенную глазурь. Чтобы избежать этого, следует в жидкой глазури перед нанесением ее на черепок перевести соль кобальта в нерастворимый осадок, добавив в глазурь немного раствора соды или поташа.

Углекислый и особенно фосфорнокислый кобальт удобны в работе тем, что их тонкость, расщепленность позволяет лучше смешиваться с глазурями. Вообще они более тонки по своему строению, чем окись кобальта, а это особенно важно при окрашивании белых эмалей, где окись кобальта может остаться грубыми черными точками. У фосфорнокислого кобальта есть еще то преимущество, что фосфор очень легко и мягко глушит глазурь, почему на слабо-желтом или розоватом черенке она получается ярче, чем с окисью кобальта.

Также на сайте:



Роспись фарфора

Восемь столетий назад португальцы впервые привезли из Китая в Европу фарфор. Белоснежная, тонкостенная и очень прочная посуда, декорированная изящной восточной росписью, покорила европейцев. Ничего подобного делать в то время в Европе не умели. Необыкновенный успех фарфора не давал покоя европейским керамистам.



Обработка керамики после обжига

Обжиг в печах керамических изделийУже много веков назад древние гончары открыли способы дополнительной обработки керамики после обжига, которые позволяли улучшить физико-технические свойства сосудов и придать им определенные эстетические свойства.

Одним из таких способов было каление, которое применялось для повышения прочности посуды. Суть этого способа состояла в том, что раскаленный докрасна сосуд после обжига сразу на несколько секунд погружался в емкость с водой. Затем сосуд ставился на окончательную просушку.