Добавление кобальта
Примесь кобальта для ярких цветов в эти глазури достаточна в количестве 0,5% (на 100 г глазури 0,5% окиси кобальта), при 1% получается очень густой цвет, переходящий в черный, при добавлении более 3% окиси кобальта он выступает на поверхности глазури черно-графитным налетом. Особенно ярка эта глазурь, когда кобальт введен в предварительно сплавленную или фриттованную глазурь. Вообще кобальт вводится в глазурь сырую или после сплавления, или же плавится с глазурью.
Целесообразно краситель прибавлять после сплавления, так как тогда можно получать глазури разной силы окраски и, кроме того, эта же глазурь может быть окрашена в другие цвета другими окислами.
Если в эти глазури добавить, кроме кобальта, окись меди, получим глазурь цвета индиго, например:
Песок - 45
Сурик свинцовый - 35
Поташ - 12
Сода – 8
Окиси кобальта - 0,5%
Окиси меди - 2,0%
Окиси меди добавляется в 4 раза больше, так как ее красящая способность много слабее кобальта. Чтобы получить цвет близкий к берлинской лазури или мидори, пользуются другим флюсом, куда вводится бура:
Песок - 34
Сурик свинцовый - 34
Бура безводная - 23
Селитра калиевая - 9
Окрашивают после сплавления, добавляя на 100 частей глазури:
Окиси кобальта - 0,33%
Окиси меди - 2,0%
В свинцовые и свинцово-буровые глазури окиси кобальта вообще вводится не более 2,5%. Можно получить глазурь без свинца, например, такого состава:
Песок - 25
Бура безводная - 25
Селитра калиевая - 18
Мрамор - 9
Барий углекислый - 18
Борная кислота – 5
Окиси кобальта в эту глазурь вводится до 3%.
Если в качестве красителя пользоваться шмальтой, то ее по расчету надо брать в три раза больше глазури, но, принимая во внимание ее тугоплавкость, это сделать нельзя, и поэтому со шмальтой глазури делаются без сплавления примерно такого состава:
Сурик свинцовый - 40
Песок - 20
Шмальта – 40
Другая глазурь ультрамаринового цвета непрозрачная и матовая:
Сурик свинцовый - 33
Песок - 33
Шмальта – 34
В кустарных мастерских довольно широко применяется глазурь со шмальтой такого состава:
Сурик свинцовый - 45
Песок - 35
Соль - 15
Шмальта – 5
Цвет этой глазури серовато-голубой.
Если есть возможность вводить в глазури соли кобальта, о которых говорилось выше, то надо отметить, что сернокислый кобальт, азотнокислый кобальт и хлористый кобальт хорошо растворяются в воде, и поэтому пористый черепок изделия впитывает в себя вместе с водой и часть растворившегося кобальта, оставив слабо окрашенную глазурь. Чтобы избежать этого, следует в жидкой глазури перед нанесением ее на черепок перевести соль кобальта в нерастворимый осадок, добавив в глазурь немного раствора соды или поташа.
Углекислый и особенно фосфорнокислый кобальт удобны в работе тем, что их тонкость, расщепленность позволяет лучше смешиваться с глазурями. Вообще они более тонки по своему строению, чем окись кобальта, а это особенно важно при окрашивании белых эмалей, где окись кобальта может остаться грубыми черными точками. У фосфорнокислого кобальта есть еще то преимущество, что фосфор очень легко и мягко глушит глазурь, почему на слабо-желтом или розоватом черенке она получается ярче, чем с окисью кобальта.
Также на сайте:
Гончарство в средневековой ЕвропеВнесла свой вклад в развитие гончарного ремесла и средневековая Европа. Начиная с XV в. особое распространение в Италии получила майоликовая керамика, где она расписывалась в основном сюжетными сценами. Центром производства итальянской майолики был город Фаэнца, отсюда появилось новое название — фаянс. В дальнейшем практически в каждой стране появляется множество национальных и региональных школ и центров, славящихся особыми видами керамических изделий. |
Материалы для глазурейВ керамической промышленности применяют для составления глазурей довольно большое количество различных материалов. Здесь же указываются только те, которые употребляются для составления легкоплавких цветных глазурей или эмалей. Материалы, служащие основанием глазури: |