Сушка керамики



Следующим этапом после формовки в гончарном производстве является сушка сформованного керамического изделия. Она необходима для придания керамике механической прочности и подготовки его к последующим технологическим операциям. В зависимости от способа формования в свежем сконструированном виде керамика может содержать от 20 до 30% влаги.

Во время сушки керамики влага постепенно удаляется, и за счет этого в керамическом изделии происходит процесс уплотнения, или усадки.

Процесс сушки может занимать разное время. Например, керамические изделия из жирной глины сохнут гораздо медленнее. Скорость сушки керамики зависит также от формы и размеров изделия: чем больше его площадь, тем быстрее оно сохнет: Наиболее интенсивно процесс усадки происходит в начальный период сушки. Поскольку чаще всего разные части керамических изделий из глины сохнут с разной скоростью, то и соответственно уплотнение в этих частях происходит неравномерно.

При неправильной сушке керамики это может привести к появлению напряжений и браку. В тесте могут появиться трещины, а форма может деформироваться. Поэтому очень важно правильно выбрать режим сушки и установить программу сушильного аппарата.

В современном керамическом производстве существуют разные способы сушки. Плоские керамические изделия чаще всего сушат в формах. Продукцию, изготовленную методом литья, сначала подсушивают в формах до придания ей определенной степени прочности, а затем достают из форм и досушивают до влажности 1—2%.

На предприятиях и в крупных гончарных мастерских для сушки большого количества керамических изделий применяют специальные устройства. Одними из таких устройств являются конвейерные сушилки, в которые под давлением подаются направленные потоки горячего воздуха.

Кроме конвейерных, существуют также камерные сушилки периодического действия, где полуфабрикаты высушиваются на полках или вагонетках. В таких сушилках сушат в основном художественные керамические изделия сложной конструкции.

Длительность искусственной сушки керамики зависит от состава глиняных масс, размера и формы керамических изделий, типа применяемых сушилок, методов сушки и других факторов и может составлять от 30 мин до 2—3 ч. Нередко для особо сложных керамических изделий применяют естественную сушку на многоярусных стеллажах, расположенных у рабочих мест. Одним из главных правил естественной сушки керамики является отсутствие сквозняков.

Также на сайте:



Глазури с никелем

Как краситель в глазурях никель мало выразителен. Вводятся в виде материалов: закись никеля - порошок фисташкового цвета; сернокислый никель - зеленые кристаллы. Никель окрашивает глазури в серый или коричневый цвета. Он имеет очень слабую красящую силу, поэтому его употребляют, главным образом, как материал, смягчающий резкие Цвета других глазурей, например:

Песок - 45
Сурик свинцовый - 35
Поташ - 12
Сода - 8
Окись меди - 0,8%
Окись железа – 2,0%
Закись никеля – 0,6%



Глазури с сурьмой

Сурьма окрашивает глазури в яркий желтый цвет. В качестве красящих материалов служат:
- металлическая сурьма — белый металл, похожий на олово;
- трехсернистая сурьма , в продаже называется антимоний - черный кристаллический порошок;
- сурьмянокислый калий - белый порошок;
- сурьмяная киноварь - кирпично-красный порошок;
- окись сурьмы - белый порошок.

Глазури, окрашенные сурьмой, имеют ярко-желтый цвет, не прозрачный, а похожий на желтые эмали, Помимо окраски в желтый цвет, сурьма употребляется и как белый глушитель, особенно для эмалей по металлу.