Сушка и обжиг керамики



После формовки керамики, независимо от ее способа наступает этап просушки. Глиняные изделия следует сушить в помещении, где нет сквозняков. Большие вещи или сосуды необходимо время от времени переворачивать вверх и вниз дном. Иногда просушка даже небольших керамических изделий требует нескольких дней. Однако обжигать керамику до полного высыхания не следует.

Если вы пока не располагаете специальными устройствами, предназначенными для термической обработки керамических изделий, можно попытаться обжечь их на обычном костре.

Для этого необходимо выкопать небольшую (диаметром 50-70 см — в зависимости от размеров и количества керамических изделий) и неглубокую (углубленную в грунт не более чем на 30 см) ямку с отвесными стенками. На ее дно положите дрова (толстые поленья и ветки), разожгите огонь и поддерживайте его пламя на среднем уровне.

Для того чтобы глиняные сосуды не полопались при обжиге, их лучше всего предварительно прогреть. Для этого разместите их рядом, но не вплотную, с огнем горящего костра. После того как в яме накопится достаточное количество золы от сгоревших дров, в нее можно помещать керамику.

Сосуды засыпьте золой, углями и обложите сверху дровами. Важным условием удачного кострового обжига керамики является то, что топливо должно покрывать глиняные изделия полностью, предотвращая контакт их поверхности с холодным воздухом окружающей среды. Поэтому во время обжига керамики при прогорании верхнего слоя дров добавляйте новые дрова.

В древности такой обжиг керамики мог длиться часами, а то и сутками. Однако для экспериментального обжига достаточно 1-2 ч. После окончания этого времени топливо уже не подкладывается. После окончательного догорания дров не следует сразу же разбирать костер. Сосуды в нем должны остыть постепенно, естественным путем. В противном случае они могут потрескаться, тогда весь труд пойдет насмарку.

Остывшие керамические изделия после извлечения из костровой ямы можно очистить от золы щеткой, протереть влажной тряпочкой или слегка ополоснуть водой. В дальнейшем для обжига керамики лучше всего приобрести или сконструировать самим небольшую муфельную печь.

Также на сайте:



Художественная керамика

Основа любого керамического изделия — глина — широко распространенная осадочная горная порода. При увлажнении глина становится вязкой. Высокая пластичность материала была замечена человеком еще в глубокой древности. Из глины лепили множество необходимых в быту предметов — главным образом посуду, украшения и всевозможные культовые фигурки.



Надглазурные керамические краски

Надглазурные керамические краскиНадглазурные краски представляют собой смесь красящих пигментов с флюсами. В состав последних могут входить кремнезем, глинозем, каолин, полевой шпат, кварц, пегматит, мрамор или мел, а также вещества, снижающие температуру плавления керамической краски, например, поташ, сода, бораты, борная кислота, различные свинцовые соединения и др.