Сушка и обжиг керамики



После формовки керамики, независимо от ее способа наступает этап просушки. Глиняные изделия следует сушить в помещении, где нет сквозняков. Большие вещи или сосуды необходимо время от времени переворачивать вверх и вниз дном. Иногда просушка даже небольших керамических изделий требует нескольких дней. Однако обжигать керамику до полного высыхания не следует.

Если вы пока не располагаете специальными устройствами, предназначенными для термической обработки керамических изделий, можно попытаться обжечь их на обычном костре.

Для этого необходимо выкопать небольшую (диаметром 50-70 см — в зависимости от размеров и количества керамических изделий) и неглубокую (углубленную в грунт не более чем на 30 см) ямку с отвесными стенками. На ее дно положите дрова (толстые поленья и ветки), разожгите огонь и поддерживайте его пламя на среднем уровне.

Для того чтобы глиняные сосуды не полопались при обжиге, их лучше всего предварительно прогреть. Для этого разместите их рядом, но не вплотную, с огнем горящего костра. После того как в яме накопится достаточное количество золы от сгоревших дров, в нее можно помещать керамику.

Сосуды засыпьте золой, углями и обложите сверху дровами. Важным условием удачного кострового обжига керамики является то, что топливо должно покрывать глиняные изделия полностью, предотвращая контакт их поверхности с холодным воздухом окружающей среды. Поэтому во время обжига керамики при прогорании верхнего слоя дров добавляйте новые дрова.

В древности такой обжиг керамики мог длиться часами, а то и сутками. Однако для экспериментального обжига достаточно 1-2 ч. После окончания этого времени топливо уже не подкладывается. После окончательного догорания дров не следует сразу же разбирать костер. Сосуды в нем должны остыть постепенно, естественным путем. В противном случае они могут потрескаться, тогда весь труд пойдет насмарку.

Остывшие керамические изделия после извлечения из костровой ямы можно очистить от золы щеткой, протереть влажной тряпочкой или слегка ополоснуть водой. В дальнейшем для обжига керамики лучше всего приобрести или сконструировать самим небольшую муфельную печь.

Также на сайте:



Кашинная керамика

Большая группа керамики называется кашинной. Кашин представляет собой белую пористую керамическую массу. На него наносились в основном прозрачные и цветные глазури. Светлая кашинная керамика делала рисунок ярким, а глазури глубокими, как бы светящимися изнутри.

Эффект этот усиливался тем, что применявшаяся на кашинных сосудах полива стекала по дну и застывала на нем толстым слоем. В результате получался контраст между поверхностью округлых стенок чаши, где слой поливы был тонким и легкий рельеф черепка выделял основные линии орнамента, и толстым гладким слоем стекла на дне, под которым мерцали краски росписи. Керамисты учитывали этот эффект и придавали ему особый художественный смысл.



Виды глин

Глины классифицируются по происхождению, химико-минералогическому составу, использованию и т. д. С геологической точки зрения глины делятся на первичные, почти без примесей, оставшиеся в местах образования, и вторичные (переотложенные), перенесенные ветром, ледниками и потоками воды на значительные расстояния и содержащие много примесей.

Природные глины