Ручная лепка керамики
До приобретения необходимых навыков и умений, прежде чем садиться за гончарный круг, лучше всего попрактиковаться на ручной лепке керамических изделий. Начать можно с изготовления самых простых форм. Например, можно попробовать слепить и обжечь небольшой глиняный сосуд по древним рецептам. Одним из рецептов является лепка по шаблону. В качестве последнего можно использовать любой предмет.
Возьмите небольшой круглый предмет, например, яблоко или небольшой твердый шар, и положите его на слегка прижатый, небольшой кусок глины.
Дальше нужно равномерно распределить глину по нижней части шаблона, но не выше его середины, и выровняйте при помощи подходящего предмета: клинка, ровной щепки, деревянного ножа и т. п., его стенки, толщина которых не должна превышать 0,5 см.
Внутреннюю поверхность получившейся округлодонной чашечки лучше разгладить пальцами, внешняя поверхность разглаживается мокрой тряпкой. Затем необходимо нанести на нее какой-либо орнамент, например полой трубочкой, веревочкой, зубчиками расчески и т. д., внутренними сторонами ладоней и обмотайте под верхней кромкой толстым витым шнуром.
Далее шаблон аккуратно извлекается из глиняной чашечки, которая при помощи проволоки снимается с подставки или стола, на которых она формовалась, и перевернув ее можно поставить для просушки.
Именно таким образом многие тысячелетия назад, а в некоторых районах планеты и до сих пор, создавались керамические сосуды разных размеров.
Другим способом несложной ручной лепки является ленточно-кольцевой налеп. Для его начала необходимо отрезать при помощи тонкой проволоки от куска подготовленной глины небольшой кусочек и сформируйте из этого куска выдавливанием небольшую чашечку. Потом пальцами выровняйте ее стенки.
У вас получится донно-емкостный начин. Можно начать лепку сосуда при помощи других приемов, например, раскатать из кусочка глины руками или при помощи скалки круг необходимого диаметра. Затем проволокой отрезается следующий кусок и из него раскатываются жгутики, диаметром 2,5-3 см. Далее, при помощи легких ударов рукой полученных жгутов глины с обеих стороны делаются ленты.
Следующим этапом создания керамического сосуда является последовательное наращивание глиняных лент. Стороны лент строго чередуются, каждая следующая лента примазывается к предыдущей.
Слои выкладываются так, чтобы по вертикали образовывались углы друг к другу. Это важно для хорошего крепления первой ленты к основанию керамического сосуда.
Образованный каждой следующей лентой диаметр окружности, до перегиба тулова или середины сосуда, должен превышать диаметр предыдущей окружности.
Перед прикреплением ленты, ее нижнюю часть необходимо смочить при помощи гусиного пера водой. Так же смачивается и верхняя часть ленты, к которой будет произведено крепление. Накладывая отдельные элементы, недостаточно просто сильно прижать их друг к другу. Для надежного соединения следует также размазывать глину на стыках.
Если сосуд при этом получается не очень ровным и симметричным ничего страшного. Такие недостатки легко исправляются в процессе обработки. Хуже, если ленты плохо соединены, при высыхании и последующем обжиге, сосуд будет распадаться в первую очередь именно в местах совмещения отдельных деталей.
Для более прочного скрепления глиняных лент гончары чаще всего пользуются ребрами, при помощи которых места соединения жгута и основания сдавливаются так, чтобы они полностью слиплись. Во время этой операции постарайтесь не деформировать форму предыдущего слоя. Повторяйте эту процедуру при накладывании каждого последующего слоя.
Такую технологию может применяться не только при изготовлении сосудов, но и при формовке других керамических изделий, создание которых не требует использования гончарного круга.
После того как сосуд полностью сформован, приступайте к обработке его внешней поверхности способом, описанным выше. Небольшие дефекты поверхности можно легко исправить при помощи так называемого шликера или глины, разведенной водой до консистенции мази.
Для ее изготовления необходимо развести в небольшой емкости 200—300 г глины и тщательно ее размешать до однородного состояния.
Произведя заглаживание мокрой тряпкой и небольшую предварительную просушку керамики, например, в течение нескольких часов, после того как керамическое изделие затвердеет, можно нанести на него какой-нибудь орнамент. При желании подсушенный сосуд перед нанесением орнамента можно слегка подлощить при помощи обычной речной гальки.
Одним из распространенных и достаточно простых способов обработки поверхности керамических изделий является обточка. Для этого необходимо иметь небольшой инструмент, сделанный из полоски металла и свернутый в петлю. Таким инструментом с поверхности сформованного и слегка затвердевшего изделия снимаются излишки глины.
Во время обточки лучше всего пользоваться подставками, в качестве которых можно использовать любые подходящие по форме предметы. Многие мастера для этих целей делают специальные сплошные подставки из цельного куска глины. В этом случае влажность подставки и обрабатываемого керамического изделия должна совпадать.
Обработка путем обточки улучшает внешний вид, придавая ему определенную эстетичность. После обточки поверхность керамики можно дополнительно обработать кусочком мягкой кожи или замши. Для этого сложите их пополам таким образом, чтобы образовался желобок закругленной формы, и протрите им выбранные участки или всю поверхность.
Также на сайте:
Краски для росписи керамикиОкрашивание осуществляется с помощью красителей: красок, пигментов и оксидов металлов. Краски. Предназначены специально для росписи керамики, так как кроме красящей основы обязательным компонентом их состава является флюс, который способствует закреплению краски на поверхности керамического изделия и придает ей блеск. Палитра оттенков очень широка при обжиге при низких температурах (900-920С), но она значительно сокращается при более высоких температурах. Виды покрытия |
АнгобированиеДля нанесения на изделия ангоб должен быть разведен настолько, чтобы он был несколько гуще сметаны. Изделия обливают жидким ангобом. Эта операция называется ангобированием. На ангобирование следует направлять подсушенные изделия. Перед поливкой ангобом их надо обтереть влажной губкой или мягкой тряпкой. После ангобирования изделия должны быть направлены в сушку, затем покрыты бесцветной глазурью. С помощью цветных ангобов гончарные изделия можно покрывать различными рисунками. |