Плавление глазури



При воздействии высоких температур при обжиге компоненты, входящие в состав глазури, начинают плавиться, в результате чего на поверхности изделия и образуется тонкое стекловидное покрытие. Поэтому одной из главных характеристик глазури является температура ее розлива.

В гончарном производстве глазури делятся на тугоплавкие и легкоплавкие. Температура плавления первых составляет от 1125 до 1360°С. Тугоплавкие глазури используют для обработки изделий из фарфора, шамота и твердого фаянса.

Легкоплавкие глазури плавятся при температуре до 1000°С. Их применяют в основном для декорирования керамики из майолики. Для украшения керамических изделий из майолики применяют также цветные глазури.

В состав легкоплавких глазурей, которые придают керамическим изделиям металлический блеск, практически всегда входят соединения свинца.

Для получения красивых оттенков глазурь нередко наносят на белые эмали, которые дают яркие и светлые тона на черепке. На белой эмали роспись часто выполняется яркими цветами: зеленым, синим, желтым, фиолетовым и коричневым.

В процессе многотысячелетней истории развития гончарства гончары разных регионов опытным путем подбирали наиболее подходящие и совместимые между собой материалы. Поэтому сочетание определенного цвета и качества глин с теми или иными глазурями в разных странах не было случайным.

Например, гончары Средней Азии, работавшие преимущественно на лессовых, богатых кальцием глинах, широко использовали щелочные эмали и глазури, изготовленные на основе окиси меди и кобальта. Поэтому среднеазиатская керамика отличается преобладанием ярких голубых и синих тонов.

В России наибольшее распространение получили красные, богатые железом глины, на которых хорошо держатся глазури и эмали, богатые свинцом и оловом. Введение окисей меди дает на такой глине в основном зеленые тона, поэтому «муравленая» полива всегда была одной из самых распространенных у русских гончаров.

Также на сайте:



Развитие гончарного круга

При ручной лепке сосудов подставку, на которой они стоят, необходимо время от времени поворачивать. Для облегчения вращения подставки какой-то безвестный гончар догадался укрепить ее на оси. Вскоре он приметил, что при быстром вращении подставки сосудам можно придавать более правильную форму. Но легкая подставка довольно быстро останавливалась после раскручивания, и, чтобы увеличить инерцию вращения, ее стали делать более массивной — из твердой древесины, обожженной глины и камня. Так, вероятно, появился ручной гончарный круг.



Техника окрашивания

В зависимости от техники декорирования при окрашивании используются различные инструменты. Кисти имеют разную величину и форму, бывают синтетическими или из натурального волоса. В зависимости от качества кисти получаются разнообразные декоративные эффекты.

Кисти с очень тонким кончиком предназначены для техники украшения кантом, при которой выполняются тонкие цветные полоски. Более толстые кисти используются для заполнения углублений или для техники тиснения. После работы всегда рекомендуется тщательно мыть кисти водой с мылом.