Плавление глазури



При воздействии высоких температур при обжиге компоненты, входящие в состав глазури, начинают плавиться, в результате чего на поверхности изделия и образуется тонкое стекловидное покрытие. Поэтому одной из главных характеристик глазури является температура ее розлива.

В гончарном производстве глазури делятся на тугоплавкие и легкоплавкие. Температура плавления первых составляет от 1125 до 1360°С. Тугоплавкие глазури используют для обработки изделий из фарфора, шамота и твердого фаянса.

Легкоплавкие глазури плавятся при температуре до 1000°С. Их применяют в основном для декорирования керамики из майолики. Для украшения керамических изделий из майолики применяют также цветные глазури.

В состав легкоплавких глазурей, которые придают керамическим изделиям металлический блеск, практически всегда входят соединения свинца.

Для получения красивых оттенков глазурь нередко наносят на белые эмали, которые дают яркие и светлые тона на черепке. На белой эмали роспись часто выполняется яркими цветами: зеленым, синим, желтым, фиолетовым и коричневым.

В процессе многотысячелетней истории развития гончарства гончары разных регионов опытным путем подбирали наиболее подходящие и совместимые между собой материалы. Поэтому сочетание определенного цвета и качества глин с теми или иными глазурями в разных странах не было случайным.

Например, гончары Средней Азии, работавшие преимущественно на лессовых, богатых кальцием глинах, широко использовали щелочные эмали и глазури, изготовленные на основе окиси меди и кобальта. Поэтому среднеазиатская керамика отличается преобладанием ярких голубых и синих тонов.

В России наибольшее распространение получили красные, богатые железом глины, на которых хорошо держатся глазури и эмали, богатые свинцом и оловом. Введение окисей меди дает на такой глине в основном зеленые тона, поэтому «муравленая» полива всегда была одной из самых распространенных у русских гончаров.

Также на сайте:



Керамическое тесто

В зависимости от того, какого рода керамическое изделия предполагается производить, изготавливают керамическое тесто соответствующей консистенции. Для этого обработанную и подготовленную глину перемешивают в равных пропорциях с добавками и увлажняют до необходимой пластичности.

Фарфоровые массы готовят из хорошо отмученных смесей глинистых материалов: глины, каолинов, бентонитов и кварца, полевого шпата и других алюмосиликатов.



Техника раку

Западный мир относительно недавно познакомился с техникой раку, зародившейся в Японии. Получаемый декоративный эффект и своеобразие самого производственного процесса, при котором изделие в раскаленном виде вынимается из печи, существенно отличают эту технику от классического способа производства керамики.

Техника раку, что буквально означает наслаждение, радость жизни, зародилась под влиянием духовного учения дзэн, которое учит замечать скрытую гармонию в малых вещах и находить красоту в простоте и естественности форм.