Плавление глазури



При воздействии высоких температур при обжиге компоненты, входящие в состав глазури, начинают плавиться, в результате чего на поверхности изделия и образуется тонкое стекловидное покрытие. Поэтому одной из главных характеристик глазури является температура ее розлива.

В гончарном производстве глазури делятся на тугоплавкие и легкоплавкие. Температура плавления первых составляет от 1125 до 1360°С. Тугоплавкие глазури используют для обработки изделий из фарфора, шамота и твердого фаянса.

Легкоплавкие глазури плавятся при температуре до 1000°С. Их применяют в основном для декорирования керамики из майолики. Для украшения керамических изделий из майолики применяют также цветные глазури.

В состав легкоплавких глазурей, которые придают керамическим изделиям металлический блеск, практически всегда входят соединения свинца.

Для получения красивых оттенков глазурь нередко наносят на белые эмали, которые дают яркие и светлые тона на черепке. На белой эмали роспись часто выполняется яркими цветами: зеленым, синим, желтым, фиолетовым и коричневым.

В процессе многотысячелетней истории развития гончарства гончары разных регионов опытным путем подбирали наиболее подходящие и совместимые между собой материалы. Поэтому сочетание определенного цвета и качества глин с теми или иными глазурями в разных странах не было случайным.

Например, гончары Средней Азии, работавшие преимущественно на лессовых, богатых кальцием глинах, широко использовали щелочные эмали и глазури, изготовленные на основе окиси меди и кобальта. Поэтому среднеазиатская керамика отличается преобладанием ярких голубых и синих тонов.

В России наибольшее распространение получили красные, богатые железом глины, на которых хорошо держатся глазури и эмали, богатые свинцом и оловом. Введение окисей меди дает на такой глине в основном зеленые тона, поэтому «муравленая» полива всегда была одной из самых распространенных у русских гончаров.

Также на сайте:



Керамика в Месопотамии

Керамика в МесопотамииОдним из важнейших центров раннеземледельческой культуры Передней Азии считается Северная Месопотамия включающая примыкающие горные области Западного Ирана. В этих областях, в VII-VI тысячелетии до нашей эры развилась культура типа Джармо. Среди ее исторических и культурных памятников можно отметить непосредственно поселение Джармо, поселение Телль-Шамшира в иракской части горного массива Загроса и Тепе-Сораб и в иранской части гор - Тепе-Гуран.



Символика керамики

В ранних и традиционных обществах различные узоры или рисунки, наносимые на поверхность посуды, служили не только для украшения, но и выполняли другие функции. Одной из них было маркирование его принадлежности к определенному роду, племени и т. п. Такими же узорами украшались дома, предметы быта, одежда, выполнялись татуировки и ритуальные рисунки на теле.

В большинстве древних культур было принято обязательно включать керамические сосуды в погребальный инвентарь, сопровождающий усопшего в мир иной. Считалось, что именно по форме и орнаменту керамики его там смогут опознать предки.