Окрашивание глазури



Глазури различаются по степени прозрачности и цвету. Они могут быть непрозрачными и прозрачными, бесцветными и цветными. Как правило, бесцветные прозрачные глазури используются для подчеркивания натуральных цветов глины.

Кроме прозрачных глазурей, в промышленности широко используются непрозрачные, так называемые «глухие», которые получают в результате введения в их состав нерастворимых или плохо растворимых соединений, например, оксидов олова, циркона, титана, фторида кальция и др.

Для получения того или иного цвета в состав глазурей добавляют красящие компоненты. Чаще всего для этих целей используются оксиды и соли различных металлов, а также селенокадмиевые пигменты.

Например, применение оксида железа позволяет получать цвета от желтого до темно-коричневого и др. Оксид меди дает зеленый цвет и различные сине-зеленые оттенки. Тот же эффект получается при использовании оксида хрома, который является зеленым красителем, и оксида кобальта, придающего различные оттенки синего цвета. Селенокадмиевые пигменты придают глазурям цвет от светло-оранжевого до темно-алого.

Для получения розового, коричневого и фиолетового цветов в состав глазури добавляют оксид марганца. Коричневые тона дает также оксид никеля.

Красящие компоненты перед введением их в состав глазурей в большинстве случаев нуждаются в специальной обработке. Так, например, оксид меди, представляющий собой нерастворимый в воде порошок черного цвета, получают из природного минерала телорита или путем прокаливания медной стружки.

Оксид хрома получают из такого минерала, как хромистый железняк, представляет собой кристаллический порошок зеленоватого цвета. Оксид марганца это черного цвета порошок, который получают нагреванием такого минерала как пиролюзит.

Оксид кобальта — черный порошок, получаемый во время прокаливания, например, азотнокислого кобальта. Селенокадмиевые пигменты готовят способом прокаливания смеси серы, углекислого кадмия и селена при температуре около 450°С.

Оксид железа, придающий глазури цвет от светло-желтого до темно-коричневого, это красного цвета порошок, добываемый из различных природных руд. Влияют на получение того или иного цвета или зрительно-светового эффекта также системы обжига керамики в гончарных печах. Например, во время восстановительцого обжига глазури часто приобретают очень красивый металлический блеск.

Процесс такого обжига состоит в том, что вначале керамику обжигают обычным путем. Когда температура в термическом устройстве достигает 600°С, необходимо перекрыть доступ воздуха в печь, а в топку вводят вещества, дающие сильную копоть, например нефть или ветошь. В результате огонь уничтожает окиси металла и кислород, а в печи создана восстановительная среда.

Процесс восстановления начинается в то время, когда глазурь находится еще в жидком состоянии: углерод вплавляется в глазурь, а поверхность керамики становится серо-черной и приобретает матовость.

Также на сайте:



Орнамент

ОрнаментМногочисленные исследования этнографов, археологов, историков, лингвистов и других ученых показали, что членение глиняного сосуда по вертикали и горизонтали соответствует представлениям ранних земледельцев и скотоводов о структуре их картины мира.

Эта картина складывается из трех зон по вертикали (неба, земли и подземного мира) и четырех главных направлений по горизонтали. Горизонтальная модель часто передается при помощи различных фигур, изображающих квадрат или крест, как правило, с выделенным центром, или четырежды повторенных орнаментальных раппортов.



Формовка на цилиндре

Сосуды, имеющие форму простых геометрических тел, таких, как цилиндр, призма, конус, пирамида, можно лепить на болванке из любого твердого материала. Вместо специально изготовленных болванок можно с успехом использовать различную посуду, подходящую по форме: бутылки, банки и т.п. Предположим, нужно слепить карандашницу цилиндрической формы. Подобрав в качестве болванки подходящих размеров бутылку, оберните ее одним слоем полиэтиленовой пленки и закрепите тонкими нитками.