Налепные украшения керамики



Украшение керамических изделий различными налепами имеет многотысячелетнюю историю. Техника его исполнения довольно проста. При лепке на влажное изделие вручную наносится рельефный декор из такой же глины.

Форма налепов может быть самой разной: в виде прямых, волнистых, зигзагообразных и прочих валиков, шишечек, конусов, фигурок людей и животных, растений и т. д. В некоторых случаях рельефные участки окрашивают в другие цвета, отличные от окраски поверхности керамики.

Современные мастера гончарного искусства нередко применяют одновременно несколько приемов украшения керамических изделий, например, гравировку и роспись, налепной орнамент и роспись, «мрамор» и фляндровку и т. д.

Комбинирование различных приемов и способов позволяет получать оригинальные вещи из глины, многие из которых представляют собой высокохудожественные произведения.

Молетаж

Эффектным способом декорирования керамики является молетаж. Его суть состоит в том, что на недосушенную поверхность изделия при помощи специального колесика наносят вдавленный рисунок, который затем раскрашивают ангобами разных цветов.

Лощение

Одним из самых древнейших и весьма распространенных способов декорирования поверхности сосуда является ее лощение. Оно производится при помощи заглаживания камушком недосушенного изделия. Нередко тем же камушком гончар наносит несложный орнамент в виде полосок, зигзагов, кругов, различных вдавлений и т. д.

Техника украшения керамики под мрамор

Одним из распространенных среди современных гончаров приемов украшения сосудов является так называемая техника «под мрамор». Эффект мраморной поверхности получают довольно просто.

Вначале поверхность заливают цветным ангобом, затем на нее другим цветом при помощи пипетки наносят бесформенные пятна, после чего изделие несколько раз встряхивают. Иногда вместо бесформенных пятен поверхность перед встряхиванием покрывают вертикальными линиями.

После окраски керамику просушивают, поливают глазурью и обжигают. Одними из главных условий получения красивого «мрамора» являются удачно подобранные цвета ангобов.

Также на сайте:



Пары олова и алюминия

Чтобы совершенно не изменять цвета глазурей, применяют хлористое олово в смеси с хлористым алюминием в каких угодно пропорциях. Олово дает на глазурях легкий беловатый налет (дымку). Для экономии можно добавлять и хлористое железо. Восстановление углекислыми и хлористоводородными газами. Наконец, если надо получить очень сильные эффекты блестящего кричащего металла разных оттенков, не достижимых никакой другой техникой (в живописи, в ювелирном деле и т. п.), применяют оба описанных приема восстановления вместе.



Маховый круг

Важной ступенью в развитии гончарного круга стало присоединение к нему махового колеса, что позволило существенно увеличить скорость его вращения и сообщаемую инерцию. В такую конструкцию входили также вертикально вращающийся вал и подогнанные к нему подшипники.

В некоторых регионах долгое время основным материалом для этих деталей служили твердые породы дерева (например, дуб, самшит, тис, граб и др.), в других — камни.