Налепные украшения керамики



Украшение керамических изделий различными налепами имеет многотысячелетнюю историю. Техника его исполнения довольно проста. При лепке на влажное изделие вручную наносится рельефный декор из такой же глины.

Форма налепов может быть самой разной: в виде прямых, волнистых, зигзагообразных и прочих валиков, шишечек, конусов, фигурок людей и животных, растений и т. д. В некоторых случаях рельефные участки окрашивают в другие цвета, отличные от окраски поверхности керамики.

Современные мастера гончарного искусства нередко применяют одновременно несколько приемов украшения керамических изделий, например, гравировку и роспись, налепной орнамент и роспись, «мрамор» и фляндровку и т. д.

Комбинирование различных приемов и способов позволяет получать оригинальные вещи из глины, многие из которых представляют собой высокохудожественные произведения.

Молетаж

Эффектным способом декорирования керамики является молетаж. Его суть состоит в том, что на недосушенную поверхность изделия при помощи специального колесика наносят вдавленный рисунок, который затем раскрашивают ангобами разных цветов.

Лощение

Одним из самых древнейших и весьма распространенных способов декорирования поверхности сосуда является ее лощение. Оно производится при помощи заглаживания камушком недосушенного изделия. Нередко тем же камушком гончар наносит несложный орнамент в виде полосок, зигзагов, кругов, различных вдавлений и т. д.

Техника украшения керамики под мрамор

Одним из распространенных среди современных гончаров приемов украшения сосудов является так называемая техника «под мрамор». Эффект мраморной поверхности получают довольно просто.

Вначале поверхность заливают цветным ангобом, затем на нее другим цветом при помощи пипетки наносят бесформенные пятна, после чего изделие несколько раз встряхивают. Иногда вместо бесформенных пятен поверхность перед встряхиванием покрывают вертикальными линиями.

После окраски керамику просушивают, поливают глазурью и обжигают. Одними из главных условий получения красивого «мрамора» являются удачно подобранные цвета ангобов.

Также на сайте:



Гравировка и сграффито керамики

Гравировка и сграффито керамикиГравировка и сграффито керамики по сравнению с росписью ангобом представляют собой своеобразные «обратные» приемы. В этом случае вначале все изделие или его часть заливают ангобом, цвет которого должен существенно отличаться от цвета поверхности обожженной керамики, и подсушивают.



Добавление меди

При добавлении в эти глазури окиси меди в количестве до 4%, глазурь (А) будет холодного зеленого цвета, глазурь (Б) - обыкновенного зеленого и глазурь (В) - теплого зеленого цвета. Глазурь (В) применяют для глазуровки изделий по сырой глине, без предварительного обжига; в этом случае в глазурь употребляют глину, из которой сделана вещь, если это, конечно, не красная глина, так как на красной глине все равно получится глазурь не зеленая, а почти черная.