Налепные украшения керамики



Украшение керамических изделий различными налепами имеет многотысячелетнюю историю. Техника его исполнения довольно проста. При лепке на влажное изделие вручную наносится рельефный декор из такой же глины.

Форма налепов может быть самой разной: в виде прямых, волнистых, зигзагообразных и прочих валиков, шишечек, конусов, фигурок людей и животных, растений и т. д. В некоторых случаях рельефные участки окрашивают в другие цвета, отличные от окраски поверхности керамики.

Современные мастера гончарного искусства нередко применяют одновременно несколько приемов украшения керамических изделий, например, гравировку и роспись, налепной орнамент и роспись, «мрамор» и фляндровку и т. д.

Комбинирование различных приемов и способов позволяет получать оригинальные вещи из глины, многие из которых представляют собой высокохудожественные произведения.

Молетаж

Эффектным способом декорирования керамики является молетаж. Его суть состоит в том, что на недосушенную поверхность изделия при помощи специального колесика наносят вдавленный рисунок, который затем раскрашивают ангобами разных цветов.

Лощение

Одним из самых древнейших и весьма распространенных способов декорирования поверхности сосуда является ее лощение. Оно производится при помощи заглаживания камушком недосушенного изделия. Нередко тем же камушком гончар наносит несложный орнамент в виде полосок, зигзагов, кругов, различных вдавлений и т. д.

Техника украшения керамики под мрамор

Одним из распространенных среди современных гончаров приемов украшения сосудов является так называемая техника «под мрамор». Эффект мраморной поверхности получают довольно просто.

Вначале поверхность заливают цветным ангобом, затем на нее другим цветом при помощи пипетки наносят бесформенные пятна, после чего изделие несколько раз встряхивают. Иногда вместо бесформенных пятен поверхность перед встряхиванием покрывают вертикальными линиями.

После окраски керамику просушивают, поливают глазурью и обжигают. Одними из главных условий получения красивого «мрамора» являются удачно подобранные цвета ангобов.

Также на сайте:



Подглазурные керамические краски

Подглазурные керамические краскиПодглазурные краски представляют собой смесь пигментов, приготовленных из оксидов различных металлов, каолина и глазури. Для улучшения качества таких красок в их состав вводят также глину, фарфоровую массу, полевой шпат и другие минеральные элементы.

Самыми распространенными пигментами для производства подглазурных керамических красок являются:




Керамика Китая и Японии

Во втором тысячелетии до нашей эры важные открытия в гончарном производстве были сделаны в Китае. Именно в это время появляется, а затем совершенствуется знаменитый на весь мир китайский фарфор. В течение многих веков технология его изготовления хранилась в глубочайшем секрете, первый европейский фарфор был получен лишь в начале XVIII в.

В Древнем Китае также были самостоятельно изобретены многие виды глазури. Еще в V тыс. до н. э. в бассейне р. Хуанхэ в Древнем Китае сложилась неолитическая культура расписной керамики, получившая название «яншао».