Люстрирование керамики



Одним из распространенных приемов украшения парадной керамической посуды и изделий является люстрирование. Люстрами называют тончайшие прозрачные надглазурные пленки, изготовленные, из оксидов различных металлов. В готовом виде они представляют собой растворы металлов или оксидов металлов в эфирных маслах.

Благодаря своему составу люстровые препараты обладают очень красивыми световыми эффектами. Переливы различных цветов придают изделиям ощущение праздничности и нарядности.

Люстры делятся на несколько групп: бесцветные, окрашенные, смешанные (полученные смешением бесцветных с окрашенными) и металлические (составленные с серебром, золотом и платиной).

Бесцветные составы изготавливают на основе применения глинозема, свинца, цинка и висмута. Введение в состав оксидов железа, кобальта, хрома, меди, никеля, кадмия и урана позволяет получить люстры разных цветов.

Смесь бесцветных и цветных составов дает смешанные люстровые препараты. Металлические люстры создают эффект блестящего металла.

Особую группу представляют собой смеси, приготовленные на основе золота. Так называемое «жидкое золото» создается из раствора органического соединения золота с хлороформом, скипидаром или нитробензолом.

На поверхности изделий, обработанных такими смесями, после обжига образуется блестящая золотая пленка. Керамика, покрытая теми или иными люстрами, обжигается при невысоких температурах (около 800 °С).

Также на сайте:



Снижение температуры плавления

Сурик свинцовый и свинцовый глет значительно понижают температуру плавления глазури и способствуют получению особо ярких цветов. Сурик - порошок яркого оранжево-красного цвета, а глет - серо-зеленого. Когда не представляется возможным приобрести сурик или глет нефальсифицированный, можно наладить приготовление их в самом производстве, для чего используется различный лом свинца.



Контроль температуры в печи

Еще большее значение при обжиге изделий имеет наблюдение за изменением температуры в печи. При обжиге гончарных изделий особенно важно наблюдение за изменением температуры в период, когда глина превращается в черепок. Опытные мастера обычно определяют температуру в этот период по цветам каления. Чтобы избежать порчи зрения, рекомендуется смотреть на огонь через закопченное стекло.

Определение температуры по цветам каления даже при большой опытности мастера не может быть достаточно точным. Гораздо более точные результаты получаются при измерении температуры с помощью специальных приборов.