Гравировка и сграффито керамики



Гравировка и сграффито керамикиГравировка и сграффито керамики по сравнению с росписью ангобом представляют собой своеобразные «обратные» приемы. В этом случае вначале все изделие или его часть заливают ангобом, цвет которого должен существенно отличаться от цвета поверхности обожженной керамики, и подсушивают.

Затем карандашом наносят тонкие линии по контуру предполагаемого рисунка, после чего специальной деревянной или металлической палочкой процарапывают ангоб до поверхности черепка. Таким образом получают очень четкое изображение.

Сграффито — прием штриховки, на которую затем накладывается глазурь. В результате получаются красочные переливы цветов.

Фляндровка керамики

Довольно сложным приемом декорирования керамических изделий является фляндровка. Техника ее выполнения состоит из нескольких этапов. Вначале керамику заливают ангобом и практически сразу же на участках, где впоследствии должен располагаться декор, при помощи пипетки контрастным ангобом наносят спираль.

Декорирование керамики

Затем на спираль наносятся кружочки или несколько волнообразных линий разных цветов. Далее внутри этих линий тем же ангобом прочерчивают короткие отрезки или рисуют кружочки, после чего короткими штрихами, перпендикулярными волнистым линиям или кружочкам, снизу вверх или наоборот проводят черточки.

Резерваж керамики

Резерваж керамики, как и фляндровка, — один из древнейших приемов украшения керамических изделий из глины. Он заключается в том, что по намеченному на изделии узору или сюжетному рисунку наносится слой из воска или жира.

В результате изображение имеет цвет керамической массы. Остальная поверхность покрывается ангобом контрастного цвета.

Поскольку к поверхности, покрытой восковым или жировым слоем, ангоб не пристает, то контуры рисунка получаются достаточно четкими. После такой обработки поверхности керамика покрывается глазурью и подвергается дополнительному обжигу.

Также на сайте:



Предварительная обработка

Для того чтобы вылепить качественный прочный сосуд, недостаточно просто найти залежи высококачественной глины. После добычи сырья предстоит еще длительный путь его обработки, затем составления формовочных масс. Далее следуют процесс конструирования сосуда, обработка его внутренней и внешней поверхностей. Затем следуют операции, повышающие прочность готового изделия и придающие ему влагонепроницаемость.



Керамика 19-20 веков

XIX век характеризуется бурным развитием техники и переходом к промышленному производству изделий, в том числе и керамических, что приводило к их обезличиванию. С протестом против засилья массовой продукции выступило «Движение Искусства и ремесла», зародившееся в Англии и призывавшее к переоценке значения ремесленного труда, к отказу от копирования стилей предыдущих эпох и созданию оригинальных произведений.