Гравировка и сграффито керамики



Гравировка и сграффито керамикиГравировка и сграффито керамики по сравнению с росписью ангобом представляют собой своеобразные «обратные» приемы. В этом случае вначале все изделие или его часть заливают ангобом, цвет которого должен существенно отличаться от цвета поверхности обожженной керамики, и подсушивают.

Затем карандашом наносят тонкие линии по контуру предполагаемого рисунка, после чего специальной деревянной или металлической палочкой процарапывают ангоб до поверхности черепка. Таким образом получают очень четкое изображение.

Сграффито — прием штриховки, на которую затем накладывается глазурь. В результате получаются красочные переливы цветов.

Фляндровка керамики

Довольно сложным приемом декорирования керамических изделий является фляндровка. Техника ее выполнения состоит из нескольких этапов. Вначале керамику заливают ангобом и практически сразу же на участках, где впоследствии должен располагаться декор, при помощи пипетки контрастным ангобом наносят спираль.

Декорирование керамики

Затем на спираль наносятся кружочки или несколько волнообразных линий разных цветов. Далее внутри этих линий тем же ангобом прочерчивают короткие отрезки или рисуют кружочки, после чего короткими штрихами, перпендикулярными волнистым линиям или кружочкам, снизу вверх или наоборот проводят черточки.

Резерваж керамики

Резерваж керамики, как и фляндровка, — один из древнейших приемов украшения керамических изделий из глины. Он заключается в том, что по намеченному на изделии узору или сюжетному рисунку наносится слой из воска или жира.

В результате изображение имеет цвет керамической массы. Остальная поверхность покрывается ангобом контрастного цвета.

Поскольку к поверхности, покрытой восковым или жировым слоем, ангоб не пристает, то контуры рисунка получаются достаточно четкими. После такой обработки поверхности керамика покрывается глазурью и подвергается дополнительному обжигу.

Также на сайте:



Основные классы керамики

Керамика включает в себя несколько основных технологических видов, которые можно разделить по составу глиняного теста на 2 больших класса. Первый — тонкая, с однородной мелкозернистой структурой, второй — так называемая «грубая» керамика, с относительно неоднородной крупнозернистой структурой.

К первому классу относятся различные по составу глиняной массы, температурным режимам обжига, приемам художественного оформления группы изделий: терракота, майолика, шамот, фарфор, фаянс.



Улучшение качества глины

При разработке карьера необходимо удалять из глины камни, гальку, крупные включения известняка и другие вредные примеси. Если глина в карьере неоднородна по качеству, нужно при разработке сразу же составлять соответствующую смесь — шихту из глин - различного качества.

Допустим, что в карьере имеются слой тощей и слой жирной глины. Ни слишком жирная, ни слишком тощая глина для производства гончарных изделий, как известно, непригодна. Но если смешать в определенном соотношении жирную глину с тощей, то полученная таким образом шихта по пластичности будет вполне пригодна для производства.