Гравировка и сграффито керамики



Гравировка и сграффито керамикиГравировка и сграффито керамики по сравнению с росписью ангобом представляют собой своеобразные «обратные» приемы. В этом случае вначале все изделие или его часть заливают ангобом, цвет которого должен существенно отличаться от цвета поверхности обожженной керамики, и подсушивают.

Затем карандашом наносят тонкие линии по контуру предполагаемого рисунка, после чего специальной деревянной или металлической палочкой процарапывают ангоб до поверхности черепка. Таким образом получают очень четкое изображение.

Сграффито — прием штриховки, на которую затем накладывается глазурь. В результате получаются красочные переливы цветов.

Фляндровка керамики

Довольно сложным приемом декорирования керамических изделий является фляндровка. Техника ее выполнения состоит из нескольких этапов. Вначале керамику заливают ангобом и практически сразу же на участках, где впоследствии должен располагаться декор, при помощи пипетки контрастным ангобом наносят спираль.

Декорирование керамики

Затем на спираль наносятся кружочки или несколько волнообразных линий разных цветов. Далее внутри этих линий тем же ангобом прочерчивают короткие отрезки или рисуют кружочки, после чего короткими штрихами, перпендикулярными волнистым линиям или кружочкам, снизу вверх или наоборот проводят черточки.

Резерваж керамики

Резерваж керамики, как и фляндровка, — один из древнейших приемов украшения керамических изделий из глины. Он заключается в том, что по намеченному на изделии узору или сюжетному рисунку наносится слой из воска или жира.

В результате изображение имеет цвет керамической массы. Остальная поверхность покрывается ангобом контрастного цвета.

Поскольку к поверхности, покрытой восковым или жировым слоем, ангоб не пристает, то контуры рисунка получаются достаточно четкими. После такой обработки поверхности керамика покрывается глазурью и подвергается дополнительному обжигу.

Также на сайте:



Обработка после формовки

При изготовлении декоративных, или так называемых майоликовых, изделий способ обработки после формовки несколько изменяется. У декоративных изделий после формовки на гончарном кругу слегка стачивают верхнюю часть. Затем изделия направляют на 3 дня для подсушки, или по другому "изделия подвяливают". Изделия должны быть подсушены настолько, чтобы в глину сравнительно легко вдавливался ноготь, но при надавливании пальцами на ней ре оставалось никаких следов.



Работа с цветными глазурями

Так как приготовление, нанесение на черепок и обжиг цветных глазурей и эмалей являются отраслями отдельных работ в майоликовой мастерской, то вся работа с ними может быть поручена специально одному или двум человекам и частично разделена между мастерами, выполняющими другие работы. Весь процесс работы с цветными глазурями и эмалями можно разделить на следующие этапы:

- приготовление, завешивание и смешивание материалов;
- фриттование и сплавление;
- размол и смешивание с красителями;
- нанесение на черепок и обжиги.