Гравировка и сграффито керамики



Гравировка и сграффито керамикиГравировка и сграффито керамики по сравнению с росписью ангобом представляют собой своеобразные «обратные» приемы. В этом случае вначале все изделие или его часть заливают ангобом, цвет которого должен существенно отличаться от цвета поверхности обожженной керамики, и подсушивают.

Затем карандашом наносят тонкие линии по контуру предполагаемого рисунка, после чего специальной деревянной или металлической палочкой процарапывают ангоб до поверхности черепка. Таким образом получают очень четкое изображение.

Сграффито — прием штриховки, на которую затем накладывается глазурь. В результате получаются красочные переливы цветов.

Фляндровка керамики

Довольно сложным приемом декорирования керамических изделий является фляндровка. Техника ее выполнения состоит из нескольких этапов. Вначале керамику заливают ангобом и практически сразу же на участках, где впоследствии должен располагаться декор, при помощи пипетки контрастным ангобом наносят спираль.

Декорирование керамики

Затем на спираль наносятся кружочки или несколько волнообразных линий разных цветов. Далее внутри этих линий тем же ангобом прочерчивают короткие отрезки или рисуют кружочки, после чего короткими штрихами, перпендикулярными волнистым линиям или кружочкам, снизу вверх или наоборот проводят черточки.

Резерваж керамики

Резерваж керамики, как и фляндровка, — один из древнейших приемов украшения керамических изделий из глины. Он заключается в том, что по намеченному на изделии узору или сюжетному рисунку наносится слой из воска или жира.

В результате изображение имеет цвет керамической массы. Остальная поверхность покрывается ангобом контрастного цвета.

Поскольку к поверхности, покрытой восковым или жировым слоем, ангоб не пристает, то контуры рисунка получаются достаточно четкими. После такой обработки поверхности керамика покрывается глазурью и подвергается дополнительному обжигу.

Также на сайте:



Контроль температуры в печи

Еще большее значение при обжиге изделий имеет наблюдение за изменением температуры в печи. При обжиге гончарных изделий особенно важно наблюдение за изменением температуры в период, когда глина превращается в черепок. Опытные мастера обычно определяют температуру в этот период по цветам каления. Чтобы избежать порчи зрения, рекомендуется смотреть на огонь через закопченное стекло.

Определение температуры по цветам каления даже при большой опытности мастера не может быть достаточно точным. Гораздо более точные результаты получаются при измерении температуры с помощью специальных приборов.



Примеси

Неорганические или минеральные примеси делятся на три основных вида: дресву, шамот и песок.
Дресвой называют мелко раздробленный камень. Как установили современные ученые-экспериментаторы, чаще всего в этом качестве в древности использовали песчаники, сланцы, гранитные породы и др. Несколько реже применялись медные и железные руды. Древние мастера нередко использовали для отощения жирных глин тальк.