Глазурование керамики



Глазурование является одним из широко применяемых художественно-технических приемов обработки керамических изделий. Глазурью в гончарном производстве называют тонкий стекловидный слой толщиной 0,1-0,3 мм, которым покрывают керамические изделия перед обжигом или после первого, называемого утильным, обжига.

Делается это для упрочнения, повышения влагонепроницаемости, термостойкости, устойчивости к воздействию различных загрязнений и химических препаратов, а также для улучшения декоративности внешнего вида керамики.

Глазурованию могут подвергаться как не расписанные, так и расписанные подглазурными красками и ангобами керамические изделия. Глазурь в виде жидкой массы наносят на поверхность керамики разными способами: кистью имеющей тонкий ворс, костью, окунанием и обливанием. В современном гончарстве глазурь наносится также при помощи аэрографа.

Если керамическое изделие подвергалось первичному обжигу, то перед нанесением на его поверхность глазури ее предварительно очищают специальными щетками. Приготовленная в емкости глазурь размешивается до получения эмульсионного состояния. Керамику окунается в глазурь или просто обливается ею, затем керамическое изделие сушится.

Глазурью покрывают как всю поверхность керамического изделия, так и отдельные его части. В случае, если восстановительный огонь образован уже после затвердения глазурного слоя, то восстановление не получится, керамика только покроется слоем копоти. Обычно восстановительный процесс имеет продолжительность 2-6 часов. Керамические изделия вынимаются из печи для обжига только после их полного остывания, в противном случае металлизация прекратиться.

Основными компонентами для приготовления поливных глазурованных смесей являются те же виды сырья, что и для приготовления керамических масс: кремнезем, в виде кварца и кварцевого песка, полевой шпат, глины, каолин.

Для увеличения вязкости, эластичности и снижения риска возникновения микроскопических трещин в глазурь добавляют глинозем (оксид алюминия). Для повышения термостойкости и придания поливной смеси блеска в нее вводят буру или борную кислоту. Снижают прозрачность глазурей применением в их составе диоксидов титана и циркония.

Добавки оксида кальция в виде мела, доломита или мрамора способствуют эластичности и блеску поливы.

Количество и разнообразие соединений, применяемых для изготовления современных глазурей, очень велико: оксиды магния, кальция, калия, меди, бериллия, свинца, бария, никеля, марганца и др. Каждое из них придает глазурям те или иные качества и свойства, которые используются для разных видов керамических изделий.

В зависимости от способа приготовления и степени растворения основных компонентов в воде различают сырые, фриттованные и полуфриттованные смеси.

Сырые глазури представляют собой сложные по составу смеси, не растворяющиеся в воде. Их применяют в основном для обработки фарфоровых изделий. Они наиболее просты в приготовлении: все компоненты, входящие в их состав, измельчают и смешивают с водой до определенной плотности.

Для приготовления фриттованных глазурей используются вещества, частично или полностью растворимые в воде (бура, сода, поташ, борная кислота и др.), которые предварительно сплавляют (фриттуют) при высоких температурах (обычно при температуре 1200—1300°С) в специальных фриттоварочных печах.

После окончания процесса плавления сплав-фритту выливают в емкость с водой, где сплав остывает. Затем смесь высушивают и тщательно измельчают (например, в ступе) или на специальных устройствах.

Фриттованные глазури, смешанные с такими сырьевыми компонентами, как глина, каолин, полевой шпат и мел, называют полу фриттованными.

Также на сайте:



Перемин глины

Это последняя стадия подготовки глиняного теста, предназначенного для лепки. В руки берут ком глины и раскатывают его так, чтобы получился удлиненный валик. Затем валик сгибают пополам и обминают его так, чтобы опять получился округлый ком. С этого момента все операции промина повторяют в той же последовательности несколько раз.



Применяемые красители

Яркость полученных глазурей при этой технике совершенно не зависит от количества введенных в глазурь окислов. Сильно окрашенные глазури восстанавливаются хуже. Восстановление идет тем энергичнее, чем мельче раздроблены и равномернее распределены в глазури частицы красителя. Если будем рассматривать глазури в период их расплавления как некоторую жидкость, то красители в ней будут находиться как бы в растворе и в очень раздробленном состоянии. Если же красителя будет много, то его частицы, слипаясь, станут крупнее и восстанавливаться будут хуже.