Глазурь для керамики «кракле»



В Древнем Китае была изобретена очень эффектная глазурь, получившая название «кракле». Ее суть состоит в том, что глазурованные керамические изделия, вышедшие после обжига из печи с различными дефектами (например, с многочисленными трещинами на глазури), окунали в специальную жидкость и опять подвергали обжигу. В результате получались очень красивые керамические изделия.

Возникнув как технологический прием для уменьшения количества брака, «кракле» стало одним из основных видов глазури, применявшихся китайскими гончарами для украшения керамики различными орнаментами.

Особенно популярным был узор в виде «сетки», выполненный самыми разными цветами. Для увеличения количества трещин на глазури использовали составы с пониженным содержанием кремнезема и увеличенной концентрацией щелочи или соединений свинца. Кроме того, сокращалось время обжига таких керамических изделий, которые дополнительно обрызгивали в горячем виде холодной водой.

Затем керамическое изделие помещали на 1-1,5 часа в раствор красителя (например, азотнокислый кобальт, медный купорос и др.), которым постепенно заполнялись трещины в глазури.

Для того чтобы краситель оставался только в трещинах, всю поверхность керамики мыли водой, после чего подвергали сушке и обжигу.

Секретов изготовления различных глазурей и полив существует великое множество. Состав некоторых из древних покрытий такого рода до сих пор представляет загадку для исследователей.

Начинающим гончарам следует знать, что при изготовлении посуды и хозяйственных изделий использование глазурей, содержащих щелочные компоненты, а также токсичные соединения цинка, свинца, сурьмы, бария, кадмия и др., не рекомендуется.

Пылевидные частицы этих компонентов могут загрязнить пищу или попасть в организм человека при вдыхании, что может вызвать негативные последствия для состояния здоровья.

Поэтому для покрытия поверхности таких керамических изделий лучше всего применять глазури, не содержащие перечисленные компоненты.

Также на сайте:



Литье в формах

Ручная прессовка декоративных гончарных изделий и игрушек — операция трудоемкая. Поэтому при массовом производстве этих изделий лучше отливать их в гипсовых формах. Способ литья настолько прост, что дает возможность применить труд малоквалифицированных рабочих. Из глины приготовляют шликер, т. е. разжижают ее настолько, что она становится текучей. Затем шликером заливают гипсовые формы.



Техника раку

Западный мир относительно недавно познакомился с техникой раку, зародившейся в Японии. Получаемый декоративный эффект и своеобразие самого производственного процесса, при котором изделие в раскаленном виде вынимается из печи, существенно отличают эту технику от классического способа производства керамики.

Техника раку, что буквально означает наслаждение, радость жизни, зародилась под влиянием духовного учения дзэн, которое учит замечать скрытую гармонию в малых вещах и находить красоту в простоте и естественности форм.