Глазурь для керамики «кракле»



В Древнем Китае была изобретена очень эффектная глазурь, получившая название «кракле». Ее суть состоит в том, что глазурованные керамические изделия, вышедшие после обжига из печи с различными дефектами (например, с многочисленными трещинами на глазури), окунали в специальную жидкость и опять подвергали обжигу. В результате получались очень красивые керамические изделия.

Возникнув как технологический прием для уменьшения количества брака, «кракле» стало одним из основных видов глазури, применявшихся китайскими гончарами для украшения керамики различными орнаментами.

Особенно популярным был узор в виде «сетки», выполненный самыми разными цветами. Для увеличения количества трещин на глазури использовали составы с пониженным содержанием кремнезема и увеличенной концентрацией щелочи или соединений свинца. Кроме того, сокращалось время обжига таких керамических изделий, которые дополнительно обрызгивали в горячем виде холодной водой.

Затем керамическое изделие помещали на 1-1,5 часа в раствор красителя (например, азотнокислый кобальт, медный купорос и др.), которым постепенно заполнялись трещины в глазури.

Для того чтобы краситель оставался только в трещинах, всю поверхность керамики мыли водой, после чего подвергали сушке и обжигу.

Секретов изготовления различных глазурей и полив существует великое множество. Состав некоторых из древних покрытий такого рода до сих пор представляет загадку для исследователей.

Начинающим гончарам следует знать, что при изготовлении посуды и хозяйственных изделий использование глазурей, содержащих щелочные компоненты, а также токсичные соединения цинка, свинца, сурьмы, бария, кадмия и др., не рекомендуется.

Пылевидные частицы этих компонентов могут загрязнить пищу или попасть в организм человека при вдыхании, что может вызвать негативные последствия для состояния здоровья.

Поэтому для покрытия поверхности таких керамических изделий лучше всего применять глазури, не содержащие перечисленные компоненты.

Также на сайте:



Сушка керамики

Процесс сушки требует особого внимания: если сушка проводится неправильно, увеличивается вероятность того, что изделие разобьется или деформируется. Испарение воды происходит сначала с поверхности изделия, а затем внутри глиняной массы. Чтобы не создавалось напряжение и не образовывались трещины, необходимо следить за тем, чтобы процесс протекал постепенно и равномерно.

Сушка проводится в подходящей среде и на ровной поверхности, которые должны соответствовать следующим ее этапам:



Подготовка формовочных масс

Важным этапом гончарного производства была подготовка формовочных масс, т. е. пластического материала определенной вязкости, в зависимости от того, какие изделия предполагалось готовить, из которого конструировали посуду. Формовочная масса уже в древности имела разновидности. Она могла готовиться из одного сорта глины или из смеси нескольких.

Древние мастера давно пришли к выводу, что кухонную посуду, которая предполагалась для кулинарных работ, т. е. должна была подвергаться воздействию прямого огня, лучше делать из более грубой и пористой глиняной массы, в которой отсутствует известь.