Формовка керамики



Перед тем как приступать к формовке керамического изделия, необходимо не только представлять себе его будущую форму, но желательно сделать его эскизный рисунок. Даже опытные гончары перед началом работы делают предварительные карандашные наброски. Для этих целей неплохо завести альбом или папку с рисунками.

Со временем накопится целое собрание различных идей и проектов, которые в дальнейшем вы сможете реализовать в глине. Делать предварительные рисунки следует даже в том случае, если нет особого умения рисовать.

Конечно, можно взять за образец готовое керамическое изделие, однако слепое копирование вряд ли принесет истинное удовлетворение и послужит созданию оригинальных гончарных изделий, керамики. В поисках идей для создания тех или иных форм можно обратиться к альбомам по декоративно-прикладному искусству, посетить выставки и музеи.

Особое внимание стоит уделить старинной керамике, ее формам, орнаментам, конструктивным особенностям деталей и креплений. Со временем можно выработать свой собственный стиль.

Только выбрав будущую форму, а желательно и орнамент, керамического изделия и сделав его рисунок, можно приступать к процессу формовки.

Способы формовки керамики

В современном гончарном производстве существует несколько способов формовки керамики. Самым древним среди них является пластическое формование. В небольших мастерских его применяют так же, как и в древности, т. е. создают различные формы вручную или при помощи гончарного круга.

На крупных промышленных предприятиях для этих целей используются разнообразные многошпиндельные автоматические и полуавтоматические устройства. Чаще всего таким способом изготавливаются плоская керамика, например, блюдца, тарелки, а также полая керамика с круглыми стенками.

Сосуды сложной конфигурации, мелкую пластику, а также посуду с очень тонкими стенками современные гончары в основном предпочитают создавать способом литья. Этот способ предполагает наличие пористых форм, в которые отливается подготовленная жидкая керамическая масса.

Чаще всего литье производится в гипсовых формах, так как гипс обладает способностью хорошо впитывать влагу. Жидкую глиняную массу, так называемый шликер, заливают в гипсовую форму. Через некоторое время влага впитывается в гипс, а у стенок формы формируется ровный слой глины.

По мере высыхания глина постепенно затвердевает, а размеры керамического изделия сокращаются. В результате оно легко отделяется от формы. Керамика, выполненная способом литья, как правило, отличается рыхлостью, и дает большую усадку.

Кроме обычного, на предприятиях используется способ горячего литья под давлением. Литье может производиться вручную или на специальных автоматизированных литейных аппаратах и установках.

Сравнительно недавно в промышленном гончарном производстве появился новый метод — гидростатическое прессование, при котором для формовки керамических изделий используются порошкообразные глиняные массы.

Также на сайте:



Ручная лепка и формовка

Ручная выделка сосудов не только предшествовала формовке на гончарном круге, но и продолжала развиваться параллельно с ней. В наше время не перевелись еще мастера, которые продолжают изготовлять уникальную посуду дедовским способом. Причем вылепленные вручную сосуды имеют порой настолько правильную форму, что только специалист сможет отличить их от сосудов, сработанных на гончарном круге.



Плавни-щелочи

Описываемые ниже сода, поташ, калиевая и натриевая селитры относятся к группе плавней—щелочей. От их присутствия значительно возрастает сила окраски, яркость и частота тонов цветных глазурей. Сода - есть углекислая соль окиси натрия. Не путать с питьевой содой, которой надо брать в полтора раза больше. Обыкновенно вводится она в глазурь кристаллической (водной) или кальцинированной (безводной). Вместо 2 ч. кристаллической берут 1 ч. кальцинированной.