Ангобирование керамики



Ангобирование керамикиАнгоб представляет собой глину, разведенную до консистенции сметаны, которой покрывают поверхность сосудов. Толщина ангобного слоя составляет, как правило, 1-2 мм. Его основное назначение в современном керамическом производстве — улучшение декоративных качеств керамики, например, получение более гладкой поверхности, изменение окраски изделий, создание рельефного рисунка и т. п.

В некоторых случаях ангоб может служить верхним покровным слоем, т. е. заключительным этапом обработки поверхности керамики. В других случаях ангобирование является промежуточной операцией, за которой следуют другие этапы: глазурование, роспись и др.

В зависимости от состава ангобы могут иметь разный цвет. Среди натуральных, полученных в результате подбора и смешивания природных глин, ангобов преобладают теплые: красные, коричневые, оранжевые, желтые оттенки. Для получения разнообразной гаммы тонов в ангобы часто добавляют белую глину.

Для того чтобы получить другие цвета, например, синие, зеленые, черные и др., в состав ангоба вводят белую глину, окрашенную солями различных металлов. Цветные ангобы в гончарном производстве чаще всего используют в качестве подглазурных красок.

Современные гончары используют разные способы получения ангобов: готовят их сами из природных глин и красителей либо покупают готовые смеси в специализированных магазинах. После обжига готовые ангобы могут придать керамическому изделию совсем не тот цвет, который предполагался.

В процессе работы ангобы могут наноситься на сырые, подсушенные, сухие и предварительно обожженные керамические изделия. В зависимости от целей гончар может подвергнуть ангобированию всю поверхность керамики или только ее часть.

Декорирование гончарных изделий

Способы ангобирование керамики могут быть самыми разными: кистью, специальным рожком, при помощи пульверизатора, поливом и обмакиванием всего керамического изделия. Иногда после нанесения ангоба керамику сразу покрывают глазурью и лишь затем обжигают в печи или горне. В этом случае краски ангоба становятся особенно сочными. Однако чаще всего после ангобирования керамические изделия обжигают и. лишь затем наносят глазурь.

По своему составу современные ангобы подразделяются на три основных вида: глинисто-песчаные, флюсные и так называемые «античные лаки». Глинисто-песчаные ангобы изготавливаются из глины и каолина с добавлением песка, измельченного молотого шамота и мела.

Такие ангобы часто используют для сплошного покрытия керамики, а также в качестве краски для нанесения различных рисунков. Их наносят в основном на сырые керамические изделия, причем иногда роспись выполняют либо сразу же, а в других случаях — после предварительной грунтовки изделия белым ангобом.

Флюсные ангобы включают в себя глины, песок и плавни. Плавнями называют вещества, которые при данном составе керамической массы раньше других переходят во время обжига в расплавленное состояние и служат растворителями для остальных компонентов. Тем самым они способствуют снижению температуры обжига керамики.

В изготовлении флюсных ангобов в качестве плавней применяются свинцовые соединения, полевой шпат, мел, доломит, известь. По своим качествам и свойствам такие ангобы похожи на глазурь.

«Античными лаками» называют разновидность тонких флюсных ангобов. В зависимости от назначения в их составе могут находиться кремнезем, а также красящие оксиды различных металлов: железа, меди, марганца, титана, кобальта, хрома.

Если керамика, покрытая таким ангобом, обжигается в окислительной среде, то она приобретает белый цвет. При включении в состав оксидов железа получается красный цвет. Обжиг керамики в восстановительной среде приводит к почернению поверхности.

Также на сайте:



Горшковые печи

В горшковых печах фритту варят в тиглях, или, как них называют, горшках, установленных непосредственно на поду печи. Такие печи можно устанавливать в небольших глазурных мастерских. Печные газы из топки через каналы в ее своде попадают в камеру. Под камеры покоится непосредственно на своде топки. Благодаря наличию каналов в своде под представляет собой решетку. На решетчатом поду, пользуясь лазом в боковой стенке камеры печи, устанавливают горшок.



Подготовка глины

Глину, имеющую оптимальную жирность и хорошо вылежавшуюся, достаточно лишь тщательно промять и выбрать случайно попавшие в нее камушки. В былые годы глину разминали в гончарне или избе на полу, посыпанном песком, который в загадке о горшке назван «топанцем». Нередко проминкой и очисткой глины занималась вся семья, в том числе и дети.

Глину топтали босыми ногами до тех пор, пока она не превращалась в тонкую пластину, которую тут же скатывали в рулон. Затем рулон складывали пополам и снова топтали. Когда же глина вновь обретала форму пластины, сворачивали новый рулон.