Ангобирование керамики
Ангоб представляет собой глину, разведенную до консистенции сметаны, которой покрывают поверхность сосудов. Толщина ангобного слоя составляет, как правило, 1-2 мм. Его основное назначение в современном керамическом производстве — улучшение декоративных качеств керамики, например, получение более гладкой поверхности, изменение окраски изделий, создание рельефного рисунка и т. п.
В некоторых случаях ангоб может служить верхним покровным слоем, т. е. заключительным этапом обработки поверхности керамики. В других случаях ангобирование является промежуточной операцией, за которой следуют другие этапы: глазурование, роспись и др.
В зависимости от состава ангобы могут иметь разный цвет. Среди натуральных, полученных в результате подбора и смешивания природных глин, ангобов преобладают теплые: красные, коричневые, оранжевые, желтые оттенки. Для получения разнообразной гаммы тонов в ангобы часто добавляют белую глину.
Для того чтобы получить другие цвета, например, синие, зеленые, черные и др., в состав ангоба вводят белую глину, окрашенную солями различных металлов. Цветные ангобы в гончарном производстве чаще всего используют в качестве подглазурных красок.
Современные гончары используют разные способы получения ангобов: готовят их сами из природных глин и красителей либо покупают готовые смеси в специализированных магазинах. После обжига готовые ангобы могут придать керамическому изделию совсем не тот цвет, который предполагался.
В процессе работы ангобы могут наноситься на сырые, подсушенные, сухие и предварительно обожженные керамические изделия. В зависимости от целей гончар может подвергнуть ангобированию всю поверхность керамики или только ее часть.
Способы ангобирование керамики могут быть самыми разными: кистью, специальным рожком, при помощи пульверизатора, поливом и обмакиванием всего керамического изделия. Иногда после нанесения ангоба керамику сразу покрывают глазурью и лишь затем обжигают в печи или горне. В этом случае краски ангоба становятся особенно сочными. Однако чаще всего после ангобирования керамические изделия обжигают и. лишь затем наносят глазурь.
По своему составу современные ангобы подразделяются на три основных вида: глинисто-песчаные, флюсные и так называемые «античные лаки». Глинисто-песчаные ангобы изготавливаются из глины и каолина с добавлением песка, измельченного молотого шамота и мела.
Такие ангобы часто используют для сплошного покрытия керамики, а также в качестве краски для нанесения различных рисунков. Их наносят в основном на сырые керамические изделия, причем иногда роспись выполняют либо сразу же, а в других случаях — после предварительной грунтовки изделия белым ангобом.
Флюсные ангобы включают в себя глины, песок и плавни. Плавнями называют вещества, которые при данном составе керамической массы раньше других переходят во время обжига в расплавленное состояние и служат растворителями для остальных компонентов. Тем самым они способствуют снижению температуры обжига керамики.
В изготовлении флюсных ангобов в качестве плавней применяются свинцовые соединения, полевой шпат, мел, доломит, известь. По своим качествам и свойствам такие ангобы похожи на глазурь.
«Античными лаками» называют разновидность тонких флюсных ангобов. В зависимости от назначения в их составе могут находиться кремнезем, а также красящие оксиды различных металлов: железа, меди, марганца, титана, кобальта, хрома.
Если керамика, покрытая таким ангобом, обжигается в окислительной среде, то она приобретает белый цвет. При включении в состав оксидов железа получается красный цвет. Обжиг керамики в восстановительной среде приводит к почернению поверхности.
Также на сайте:
Русский печной изразецСила и богатство искусства целого народа основаны на стиле и богатстве духовной жизни народа и, в конечном счёте, на силе и богатстве народного искусства. Народ – коллективный художник. Он то и выделяет из своей среды на всём протяжении истории искусств художественных деятелей, которые сильны связью со своим народом, его удивительным и духовным миром, эстетическими вкусами и идеалами. Декоративное искусство играет огромную роль в развитии у человека чувства прекрасного. Оно формирует его эстетические чувства, воспитывает эстетическую восприимчивость, художественный вкус. |
Окрашивание глиныДля того чтобы придать глине тот или иной цвет, можно воспользоваться разными способами. Наиболее распространенными являются внесение красящих веществ под давлением и подмешивание их в глину рукой. Перед тем как окрашивать большие массы, необходимо произвести пробные эксперименты. В качестве пробника для эксперимента необходимо использовать несколько кусочков предварительно подготовленной глиняной смеси, имеющих вес примерно по 100 грамм. |