Ангобирование керамики



Ангобирование керамикиАнгоб представляет собой глину, разведенную до консистенции сметаны, которой покрывают поверхность сосудов. Толщина ангобного слоя составляет, как правило, 1-2 мм. Его основное назначение в современном керамическом производстве — улучшение декоративных качеств керамики, например, получение более гладкой поверхности, изменение окраски изделий, создание рельефного рисунка и т. п.

В некоторых случаях ангоб может служить верхним покровным слоем, т. е. заключительным этапом обработки поверхности керамики. В других случаях ангобирование является промежуточной операцией, за которой следуют другие этапы: глазурование, роспись и др.

В зависимости от состава ангобы могут иметь разный цвет. Среди натуральных, полученных в результате подбора и смешивания природных глин, ангобов преобладают теплые: красные, коричневые, оранжевые, желтые оттенки. Для получения разнообразной гаммы тонов в ангобы часто добавляют белую глину.

Для того чтобы получить другие цвета, например, синие, зеленые, черные и др., в состав ангоба вводят белую глину, окрашенную солями различных металлов. Цветные ангобы в гончарном производстве чаще всего используют в качестве подглазурных красок.

Современные гончары используют разные способы получения ангобов: готовят их сами из природных глин и красителей либо покупают готовые смеси в специализированных магазинах. После обжига готовые ангобы могут придать керамическому изделию совсем не тот цвет, который предполагался.

В процессе работы ангобы могут наноситься на сырые, подсушенные, сухие и предварительно обожженные керамические изделия. В зависимости от целей гончар может подвергнуть ангобированию всю поверхность керамики или только ее часть.

Декорирование гончарных изделий

Способы ангобирование керамики могут быть самыми разными: кистью, специальным рожком, при помощи пульверизатора, поливом и обмакиванием всего керамического изделия. Иногда после нанесения ангоба керамику сразу покрывают глазурью и лишь затем обжигают в печи или горне. В этом случае краски ангоба становятся особенно сочными. Однако чаще всего после ангобирования керамические изделия обжигают и. лишь затем наносят глазурь.

По своему составу современные ангобы подразделяются на три основных вида: глинисто-песчаные, флюсные и так называемые «античные лаки». Глинисто-песчаные ангобы изготавливаются из глины и каолина с добавлением песка, измельченного молотого шамота и мела.

Такие ангобы часто используют для сплошного покрытия керамики, а также в качестве краски для нанесения различных рисунков. Их наносят в основном на сырые керамические изделия, причем иногда роспись выполняют либо сразу же, а в других случаях — после предварительной грунтовки изделия белым ангобом.

Флюсные ангобы включают в себя глины, песок и плавни. Плавнями называют вещества, которые при данном составе керамической массы раньше других переходят во время обжига в расплавленное состояние и служат растворителями для остальных компонентов. Тем самым они способствуют снижению температуры обжига керамики.

В изготовлении флюсных ангобов в качестве плавней применяются свинцовые соединения, полевой шпат, мел, доломит, известь. По своим качествам и свойствам такие ангобы похожи на глазурь.

«Античными лаками» называют разновидность тонких флюсных ангобов. В зависимости от назначения в их составе могут находиться кремнезем, а также красящие оксиды различных металлов: железа, меди, марганца, титана, кобальта, хрома.

Если керамика, покрытая таким ангобом, обжигается в окислительной среде, то она приобретает белый цвет. При включении в состав оксидов железа получается красный цвет. Обжиг керамики в восстановительной среде приводит к почернению поверхности.

Также на сайте:



Гончарство в литературе

Попав на необитаемый остров, знаменитый герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо вскоре понял, что наладить нормальную жизнь без добротной глиняной посуды просто невозможно. Чтобы научиться делать более или менее сносную посуду, ему пришлось самостоятельно пройти весь путь, который прошло гончарное ремесло от древнейших времен до современности. Ведь он приступил к лепке посуды, имея смутное представление о работе с глиной.



Выдержка в печи

Второй период обжига называют большим огнем. В этот период газы, выходящие из дымовой трубы, становятся почти прозрачными. Во второй период температуру в печи поднимают значительно быстрее, чем в первый. Если при досушке средний часовой подъем температуры составляет 30°, то при большом огне его можно довести до 130°. Температуру надо поднимать равномерно, без рывков.