Технологии и приемы



Налепные украшения керамики

Украшение керамических изделий различными налепами имеет многотысячелетнюю историю. Техника его исполнения довольно проста. При лепке на влажное изделие вручную наносится рельефный декор из такой же глины.

Форма налепов может быть самой разной: в виде прямых, волнистых, зигзагообразных и прочих валиков, шишечек, конусов, фигурок людей и животных, растений и т. д. В некоторых случаях рельефные участки окрашивают в другие цвета, отличные от окраски поверхности керамики.



Гравировка и сграффито керамики

Гравировка и сграффито керамикиГравировка и сграффито керамики по сравнению с росписью ангобом представляют собой своеобразные «обратные» приемы. В этом случае вначале все изделие или его часть заливают ангобом, цвет которого должен существенно отличаться от цвета поверхности обожженной керамики, и подсушивают.



Роспись керамики ангобом

Кроме росписи красками, широко распространено нанесение на поверхность различных узоров и рисунков способом ангобирования. Ангоб, предназначенный для этих целей, представляет собой жидкую, тонко растертую глину. Она может быть белой или иметь другие цвета, получаемые при помощи примеси к белой глине различных красителей.

Техника росписи ангобом предполагает нанесение декора исключительно на влажное изделие. Ангоб, нанесенный на сырую поверхность, из-за повышенной влажности может привести к деформации формы.



Люстрирование керамики

Одним из распространенных приемов украшения парадной керамической посуды и изделий является люстрирование. Люстрами называют тончайшие прозрачные надглазурные пленки, изготовленные, из оксидов различных металлов. В готовом виде они представляют собой растворы металлов или оксидов металлов в эфирных маслах.

Благодаря своему составу люстровые препараты обладают очень красивыми световыми эффектами. Переливы различных цветов придают изделиям ощущение праздничности и нарядности.



Глазурь для керамики «кракле»

В Древнем Китае была изобретена очень эффектная глазурь, получившая название «кракле». Ее суть состоит в том, что глазурованные керамические изделия, вышедшие после обжига из печи с различными дефектами (например, с многочисленными трещинами на глазури), окунали в специальную жидкость и опять подвергали обжигу. В результате получались очень красивые керамические изделия.

Возникнув как технологический прием для уменьшения количества брака, «кракле» стало одним из основных видов глазури, применявшихся китайскими гончарами для украшения керамики различными орнаментами.



Плавление глазури

При воздействии высоких температур при обжиге компоненты, входящие в состав глазури, начинают плавиться, в результате чего на поверхности изделия и образуется тонкое стекловидное покрытие. Поэтому одной из главных характеристик глазури является температура ее розлива.

В гончарном производстве глазури делятся на тугоплавкие и легкоплавкие. Температура плавления первых составляет от 1125 до 1360°С. Тугоплавкие глазури используют для обработки изделий из фарфора, шамота и твердого фаянса.



Окрашивание глазури

Глазури различаются по степени прозрачности и цвету. Они могут быть непрозрачными и прозрачными, бесцветными и цветными. Как правило, бесцветные прозрачные глазури используются для подчеркивания натуральных цветов глины.

Кроме прозрачных глазурей, в промышленности широко используются непрозрачные, так называемые «глухие», которые получают в результате введения в их состав нерастворимых или плохо растворимых соединений, например, оксидов олова, циркона, титана, фторида кальция и др.

Также на сайте:



Обжиг керамики

При контакте с теплом глиняное изделие обретает новую жизнь. Вода уступает место огню, который делает глину твердой как камень. Огонь ускоряет процесс, происходящий в природе в течение веков под воздействием солнечного тепла.

После обжига глиняные изделия становятся еще более твердыми, а главное - приобретают прочность и долговечность, которые позволяют нам уверенно пользоваться ими в быту и благодаря которым многие керамические предметы из далекого прошлого сохранились до нашего времени.

Печи



Глазури для восстановления

Глазурь, в которую вводят металлы, предназначенные для восстановления, должна быть составлена так, чтобы восстановительные газы не вызывали из ее состава отдельных металлов, способных заглушить нужный материал. Особенно опасен в данном случае свинец (сурик), когда его много в глазури (в легкоплавких). Он выделяется при восстановлении в виде серого матового металла, похожего на графит, который совершенно заглушает все остальные, уничтожая в глазури ее стеклообразность.

RSS-материал