Смешивание с красителями



Выше нами указаны способы приготовления сырых, фриттованных и плавленых прозрачных глазурей и белых эмалей. Теперь мы опишем, как производится смешивание их с красителями для получения цветных глазурей и эмалей. Красителями могут служить: окиси красящих металлов, их соли (азотнокислая, сернокислая, хлористая и т. п.) и специально приготовляемые пигменты (красители).

Введение красителей можно разграничить на два момента: первый, когда они вводятся в сырую глазурь перед нанесением на черепок юга вводятся в готовую размолотую фриттованную или вареную глазурь, и второй момент—введение их в сырую глазурь или эмаль перед фриттованием или сплавлением.

В первом случае вводится окись, металла, предварительно весьма тонко растертая курантом па каменной плите или стекле с небольшим количеством этой глазури. После растирания вся глазурь с красителем должны быть хорошо перемешаны, лучше всего в шаровой мельнице или фарфоровом барабане. Таким же способом вводятся и пигменты.

Если же глазурь или эмаль окрашивают какой-либо солью металла, то эту соль предварительно растворяют в небольшом количестве горячей воды и раствор выливают в разведенную глазурь или эмаль. Чтобы раствор соли красителя не впитывался в черепок изделия, лучше всего перед нанесением глазури на черепок перевести соль в окись металла, добавив в глазурную муть нашатырного спирта, примерно, 10—15 капель на 100 г сухой глазури. Необходимо заметить, что введение красителя в виде соли металла и последующее осаждение дает самое лучшее распределение красителя по всей массе глазури.

Остановимся теперь на втором моменте, а именно, введении красителя в сырую глазурь или эмаль перед фриттованием или варкой. Окись металла растирается с небольшим количеством песка и хорошо перемешивается со всей смесью. Соль металла также растворяется в горячей воде, и раствор разбрызгивается па всю смесь. Лучше, если в этот момент смесь лежит в стеклянной или металлической посуде.

Перед фриттованием или варкой глазури краситель вводят для лучшего распределения по всей массе глазури и только в том случае, когда заготавливается необходимое количество цветной глазури или эмали для определенной работы.

Имея готовую цветную глазурь или эмаль, можно ослабить или усилить ее цвет, добавив в первом случае прозрачной глазури или белой эмали, а во втором случае - красителя.

Также на сайте:



Фритта и кристаллическая глазурь

Фритта. Это стеклообразный материал, который получается при плавлении массы и ее быстром охлаждении. Термический удар «поджаривает» стекло, которое разбивается на осколки. Частицы стекла затем перемалываются в порошок. Фритта находит широкое применение в покрытиях керамической облицовки, как в сочетании с глазурями, так и самостоятельно, благодаря ряду свойств:
- понижает точку плавления глазурей. Фритованные глазури расплавляются при температуре более низкой, чем сырые глазури того же состава;
- переводит глазурные водные суспензии в нерастворимое состояние;



Обработка и обогащение глины

В складских помещениях для сырьевых материалов налажены технологические процессы первичной переработки и обогащения глины. Многие отощители и добавки поступают на склады керамических заводов в уже обработанном виде. Например, ценные каолины обрабатывают в месте добычи на специализированных обогатительных комбинатах.

Каменистые материалы: полевой шпат, доломит и кварц измельчают на помольно-обогатительных производствах в массо-заготовительных цехах заводов (МЗЦ), также расположенных у мест их добычи.