Смешивание с красителями



Выше нами указаны способы приготовления сырых, фриттованных и плавленых прозрачных глазурей и белых эмалей. Теперь мы опишем, как производится смешивание их с красителями для получения цветных глазурей и эмалей. Красителями могут служить: окиси красящих металлов, их соли (азотнокислая, сернокислая, хлористая и т. п.) и специально приготовляемые пигменты (красители).

Введение красителей можно разграничить на два момента: первый, когда они вводятся в сырую глазурь перед нанесением на черепок юга вводятся в готовую размолотую фриттованную или вареную глазурь, и второй момент—введение их в сырую глазурь или эмаль перед фриттованием или сплавлением.

В первом случае вводится окись, металла, предварительно весьма тонко растертая курантом па каменной плите или стекле с небольшим количеством этой глазури. После растирания вся глазурь с красителем должны быть хорошо перемешаны, лучше всего в шаровой мельнице или фарфоровом барабане. Таким же способом вводятся и пигменты.

Если же глазурь или эмаль окрашивают какой-либо солью металла, то эту соль предварительно растворяют в небольшом количестве горячей воды и раствор выливают в разведенную глазурь или эмаль. Чтобы раствор соли красителя не впитывался в черепок изделия, лучше всего перед нанесением глазури на черепок перевести соль в окись металла, добавив в глазурную муть нашатырного спирта, примерно, 10—15 капель на 100 г сухой глазури. Необходимо заметить, что введение красителя в виде соли металла и последующее осаждение дает самое лучшее распределение красителя по всей массе глазури.

Остановимся теперь на втором моменте, а именно, введении красителя в сырую глазурь или эмаль перед фриттованием или варкой. Окись металла растирается с небольшим количеством песка и хорошо перемешивается со всей смесью. Соль металла также растворяется в горячей воде, и раствор разбрызгивается па всю смесь. Лучше, если в этот момент смесь лежит в стеклянной или металлической посуде.

Перед фриттованием или варкой глазури краситель вводят для лучшего распределения по всей массе глазури и только в том случае, когда заготавливается необходимое количество цветной глазури или эмали для определенной работы.

Имея готовую цветную глазурь или эмаль, можно ослабить или усилить ее цвет, добавив в первом случае прозрачной глазури или белой эмали, а во втором случае - красителя.

Также на сайте:



Кашинная керамика

Большая группа керамики называется кашинной. Кашин представляет собой белую пористую керамическую массу. На него наносились в основном прозрачные и цветные глазури. Светлая кашинная керамика делала рисунок ярким, а глазури глубокими, как бы светящимися изнутри.

Эффект этот усиливался тем, что применявшаяся на кашинных сосудах полива стекала по дну и застывала на нем толстым слоем. В результате получался контраст между поверхностью округлых стенок чаши, где слой поливы был тонким и легкий рельеф черепка выделял основные линии орнамента, и толстым гладким слоем стекла на дне, под которым мерцали краски росписи. Керамисты учитывали этот эффект и придавали ему особый художественный смысл.



Подготовка формовочных масс

Важным этапом гончарного производства была подготовка формовочных масс, т. е. пластического материала определенной вязкости, в зависимости от того, какие изделия предполагалось готовить, из которого конструировали посуду. Формовочная масса уже в древности имела разновидности. Она могла готовиться из одного сорта глины или из смеси нескольких.

Древние мастера давно пришли к выводу, что кухонную посуду, которая предполагалась для кулинарных работ, т. е. должна была подвергаться воздействию прямого огня, лучше делать из более грубой и пористой глиняной массы, в которой отсутствует известь.