Размельчение глазурей



Сырые материалы, употребляемые для майоликовых глазурей, почти все, за исключением только полевого шпата, поступают в мастерскую в таком виде, что их не требуется подвергать какой-либо обработке. В большинстве случаев их только просеивают для отделения слишком крупных частиц, влияющих на сплавление или чистоту глазури. Фриттованные или сплавленные глазури подвергаются размолу в аппаратах, приводимых в движение живой силой, электричеством или локомобилем.

Сплавленная глазурь перед толчением выколачивается из тигля. Во избежание потери глазури, после легких ударов по тиглю вокруг глазури, ее выколачивают одним сильным ударом в центр дна опрокинутого тигля. Тигель ставят на тряпку.

Перед размолом в том или другом аппарате глазурь толчется в каменной ступке каменным или чугунным пестиком. В большинстве случаев ступки делаются из гранита. Внутреннее пространство ее, в котором толчется глазурь, напоминает собой опрокинутый вверх дном усеченный конус. Верхний диаметр равен примерно 35-40 см, а глубина 55-60 см.

Для более продуктивного помола в шаровой мельнице глазурь толчется до величины зерна в 2—3 мм, а в фарфоровых барабанах и ручных жерновах до такой величины зерна, чтобы он свободно проходил через сито (100 отверстий на кв. см). Так как специальную ступку найти трудно, ее заменяет небольшая кадочка, в которой вместо дна уложена каменная плита, а щели между стенками кадки и плитой залиты цементом. При толчении и выколачивании глазури следует пользоваться очками для защиты глаз от осколков. Нужно быть очень осторожным, чтобы не дорезать рук острыми краями и иглами разбитого стекла.

Ручная жерновая мельница, конечно, не является аппаратом, который может вполне заменить собой шаровую мельницу или фарфоровые барабаны, но при небольшом ежедневном расходе плавленой глазури она может быть использована в кустарной майоликовой мастерской. Устройство она имеет такое: на круглом жернове диаметром 80 — 90 см, имеющем невысокие (3—4 см) борта кадки или ящика, на металлическом стержне свободно вращается второй жернов. В середине второго жернова имеется отверстие диаметром 10—12 см, куда засыпается толченая глазурь; такое же отверстие нижнего жернова со штырем залито цементом.

Над жерновами устроен деревянный угольник, в верхней планке которого имеется отверстие, куда проходит деревянная палка, упирающаяся одним концом в верхний жернов, а другой конец ее свободен. Рабочий приводит верхний жернов в движение, взявшись за палку близко книзу. Для продвижения глазури из центра к краям нужно к ней понемногу приливать воды.

Размолотая глазурь спускается в ведро или чан через носик в борту нижнего жернова. Жернова соприкасаются только на внешних окружностях (трущих поверхностей); к центру расстояние между жерновами постепенно увеличивается. Центральный штырь может подниматься и опускаться, увеличивая или уменьшая расстояние между жерновами, чем и регулируется тонкость размола.

Шаровая мельница, приводимая в движение от отдельного мотора или общей трансмиссии, представляет собой металлический барабан, выложенный внутри кремневыми камнями или фарфоровыми кирпичиками. На боковой поверхности мельницы имеется отверстие, через которое засыпается толченая глазурь, фарфоровые или кремневые шары и наливается вода. Это отверстие закрывается крышкой, плотно прижимаемой двумя болтами.

Для нормальной работы в мельницу засыпается одинаковое по весу количество шаров и глазури. Чтобы частицы глазури находились все время во взвешенном состоянии, не падали бы быстро книзу и чтобы шары меньше истирали футеровку, в мельницу наливают воды (примерно 40—50% от засыпанной сухой глазури), с таким расчетом, чтобы все занимало 2/3 объема барабана.

Шаровые мельницы делаются разных диаметров. В зависимости от размера в мельнице можно единовременно размалывать от 20 до 2500 кг твердого материала. Для майоликовой мастерской, где ежедневно расходуется 20—30 кг молотой глазури, хватит шаровой мельницы диаметром 40—45 см.

Фарфоровые барабаны устанавливаются в мастерской для помола небольших количеств, примерно, от 0,5 до 2 кг. Для вращения их служит металлическая станина. Устройство станины такое: два боковых основания, изготовляемых из углового железа, связываются железными прутьями. Между этими основаниями вращаются два-три гнезда на 5—7 шт. фарфоровых барабанов. Каждое гнездо делается на 2—3 барабана. Барабаны кладут в гнезда, предварительно завернув их в войлок.

Станина на 5 шт. барабанов приводится в движение электромотором. Барабаны могут быть различных размеров, но особенно распространены следующие: диаметр 14—20 см, высота 28—35 см. Крышки в них прижимаются особыми металлическими зажимами. В малых барабанах одновременно может размалываться 0,5—0,75 кг глазури, а в больших 1,5 — 2 кг. Размол производится фарфоровыми шарами диаметром 1—2,5 см.

Небольшие количества сплавленной глазури можно растирать на каменной плите или толстом стекле каменным, фарфоровым или стеклянным курантом. Растертая глазурь собирается шпахтелем роговым или металлическим. Размол глазури обычно продолжают до тех пор, чтобы, растирая курантом на стекле, не слышно было скрипа. Однако не следует растирать и слишком тонко, так как такая глазурь при высыхании трескается, заворачивается и отпадает от черепка.

Также на сайте:



Керамика 19-20 веков

XIX век характеризуется бурным развитием техники и переходом к промышленному производству изделий, в том числе и керамических, что приводило к их обезличиванию. С протестом против засилья массовой продукции выступило «Движение Искусства и ремесла», зародившееся в Англии и призывавшее к переоценке значения ремесленного труда, к отказу от копирования стилей предыдущих эпох и созданию оригинальных произведений.



Эмали без заглушения

Для получения заглушённых глазурей можно не добавлять белой эмали, а просто ввести в прозрачную глазурь окись олова, мышьяк или сурьму, тогда получатся текучие эмали. Правда, при таком приеме глушители не дают особенно хороших результатов в смысле заглушения, но улучшить это возможно, вводя глушители при фриттовании или сплавлении глазури.

Совершенно другого характера получаются эмали без глушителей. Они получаются не глухого белого цвета, а полупрозрачные, вроде опала. Такой эффект дает соединение борной кислоты с свинцовым суриком и кварцевым песком, например:

Борная кислота - 50,0