Прозрачные глазури



Для получения цветных майоликовых глазурей довольно часто приходится пользоваться прозрачными глазурями одинакового состава, которые дают требуемые цвета от введения в них различных красителей. Эти глазури почти всегда употребляются в сплавленном виде и их возможно (и лучше) всегда иметь в мастерской. Здесь приводися несколько составов таких глазурей. Наименования прозрачных глазурей даются исключительно по входящим в них материалам.

Свинцово-щелочная:
Песок - 45
Сурик свинцовый - 35
Поташ – 12
Сода - 8

Борно-свинцовая:
Песок - 34
Сурик свинцовый - 34
Буpa безводная - 23
Селитра калиевая - 9

Свинцовая:
Песок - 25
Сурик свинцовый – 75

Свинцовая с глиной:
Песок - 23
Сурик свинцовый – 68
Глина белая – 9

Буровая:
Бура жженая – 80
Песок – 20

Баритовая (без свинца):
Барий углекислый – 18
Песок –
Бура жженая 25
Селитра калиевая – 18
Борная кислота – 5
Мел – 9

Все приводимые нами составы глазурей даются вне зависимости от того черепка, на который они будут наноситься. Поэтому они только случайно могут не давать цека (сети мелких или крупных трещин в глазури). В данном случае составы прозрачной глазури приводятся с таким расчетом, чтобы возможно было получить наиболее яркие цветные глазури. Чтобы избежать цека, следует руководствоваться следующим.

В черепок вводят небольшой процент (5—10) тонко размельченного кальция в виде мела или извести, но лучше вводить его в виде мергелистой глины (ярко-желтого цвета), смешивая обычную глину с этой глиной, разведя обе в воде до такого состояния, чтобы возможно было процеживать через сито ту и другую одновременно. В белый черепок вводится или отмученный мел или тонко размолотая необожженная известь.

Если на черепках из таких масс глазури все-таки дают цек, то для уничтожения его нужно увеличить количество песку. Если это не помогает, то сурик свинцовый надо заменять частично поташом или содой. Если щелочей вводится в глазурь более 20%, то необходима добавка до 70% мела или мрамора.

Для понижения тугоплавкости глазури, взамен песка, можно ввести борную кислоту, считая за 10 ч. песка 11ч. борной кислоты (без воды). Если же в тугоплавкой глазури есть глина, то вместо нее лучше ввести песок - за каждую часть глины три части песку. Кроме этих способов, уничтожению цека помогает продолжительный и с повышенной температурой обжиг, как утильный, так и политой.

Также на сайте:



Рельефные изразцы

Многоцветные рельефные изразцовые изделия появились в XV-XVI веках в близлежащих к Москве городах. В Москве многоцветные рельефные изразцы впервые появились в Керамическом декоре церкви Троицы в Никитниках (1635-1653г.г.). Светлая жёлто-розовая глина, из которой изготовлены эти изразцы, характерна только для калужского производства, где, по всей вероятности, они и были выполнены. Вероятнее всего, что огромное богатство купца Никитникова дало ему возможность вызывать в Калугу белорусского мастера, которому были известны секреты изготовления цветных эмалей.



Формовка керамики

Перед тем как приступать к формовке керамического изделия, необходимо не только представлять себе его будущую форму, но желательно сделать его эскизный рисунок. Даже опытные гончары перед началом работы делают предварительные карандашные наброски. Для этих целей неплохо завести альбом или папку с рисунками.

Со временем накопится целое собрание различных идей и проектов, которые в дальнейшем вы сможете реализовать в глине. Делать предварительные рисунки следует даже в том случае, если нет особого умения рисовать.