Приготовление глазурей



Глазури наносят на сырой или обожженный (утильный) черепок в сыром виде, фриттованными или плавлеными. Белые эмали употребляются только в плавленом виде. Наносить глазурь в сыром виде — это значит, все составные части глазури в виде тонких порошков перемешать, залить водой до густоты сливок и тем или другим способом покрыть ими черепок. Фриттование - это небольшое прокаливание глазурей примерно при температуре 600—700 градусов, когда глазурь приобретает губчатый вид и легко поддается размолу.

Плавление—это уже превращение глазури в полное стекло, для чего нужна длительная и высокая температура. Применение глазури в том или другом виде диктуется многими соображениями и главным образом экономическими. Очевидно, что самая дорогая будет плавильная глазурь, так как производятся затраты на топливо, тигли (горшки) и размол глазури.

Но нужно всегда принимать во внимание, во-первых, что сырая глазурь в тонком слое часто может получиться недостаточно проваренной на черепке и красители распределятся неравномерно, почему и цвет будет не так интенсивен, как при употреблении плавленой глазури, и во-вторых, что при сплавлении сырой глазури на черепке иногда особенно крупные частицы кремнезема не успевают расплавиться и на поверхности обожженной глазури на ощупь дают шереховатость.

Однако, с другой стороны, в хорошо сплавленной глазури закончились все химические процессы и во время обжига она недостаточно хорошо действует на черепок и поэтому является опасность, что глазурь после обжига останется самостоятельным слоем, не связанным достаточно сильно с черепком, и при легких ударах будет отскакивать пластинками. Кроме всего этого, нужно всегда учитывать, что сырая глазурь химически действует не только между своими составными частями, но она действует и на черепок, частично растворяя песок и глину с поверхности и таким образом прочно связываясь с ним.

Переходом между сырой и плавленной глазурью является фриттованная. Теоретически считается, что фриттовать следует глазурь в том случае, когда ее отдельные части растворимы в воде. Предполагается, что эти растворимые части впитываются черепком, а на поверхности остаются только нерастворимые, нарушается таким образом состав глазури. Она получается тугоплавче, а черепок легкоплавче. Принимая же во внимание, что щелочи частично растворяют кремнезем, особенно тонко размолотый, и тем самым с ним химически связываются, возможно употребление щелочных глазурей и без фриттования. Такие глазури, приготовленные заранее, могут храниться довольно долго, но им нельзя давать засохнуть, иначе они обратятся в цементо-подобное тело, которое нужно затем толочь и растирать.

Для продуктивности работы при изготовлении щелочных глазурей со щелочами в сыром виде, необходимо, чтобы все материалы были тонко размельчены и хорошо между собой перемешаны до заливки их водой. Заливать нужно осторожно горячей водой и так, чтобы не получилось слишком жидкого раствора, который потом трудно сгустить. Полученный раствор (кашицу) протирают через сито, и если на нем остаются камешки соды, борной кислоты и проч. от недостаточно хорошего смешивания, то их следует растолочь в фарфоровой ступке и также протереть через сито. Ни в коем случае не следует их выбрасывать, так как от этого изменяется состав глазури. Приготовленная таким образом глазурь по нанесении на черепок очень мало впитывается им и довольно быстро кристаллизуется на поверхности. Слой такой глазури очень прочен до обжига и не так легко поддается стиранию с черепка, как слой молотой глазури, до которой нельзя дотронуться.

Перед фриттованием или сплавлением глазури все завешенные, тонко измельченные материалы тщательно перемешиваются и засыпаются в обожженные тигли, обязательно смазанные внутри раствором каолина или огнеупорной глины, для меньшей спайки черепка с глазурью. Тигли могут быть различных размеров, но в большинстве случаев они имеют высоту 30—35 см, диаметр верхней 20—25 см и диаметр низа 15—18 см. Во избежание потери глазури, порчи пода печи или товара в случае, если треснет тигель, под него подставляют чашку (поддонье), высота которой равна примерно 1/3 высоты тигля, а диаметр в полтора раза больше верхнего диаметра тигля.

Также на сайте:



История изразца

Русское изразцовое искусство – одна из замечательных отраслей народного творчества. Изразцовые декоры, выполненные из отдельных изразцов или многоизразцовых клейм и фризов, создавали яркие цветовые акценты на фасадах храмов и светских зданий, придавали им живописность, праздничность и нарядность. Во второй четверти XIII века смерч монголо-татарского нашествия обрушился на русский край. Разрушенные княжества, ослабленные усобицами города сопротивлялись яростно, но были смяты полчищами Батыя. Русский народ оказался под тяжким ярмом. Борьба длилась столетия.



Усадка керамики

Если земля и вода создали глину, пригодную для лепки различных предметов, то воздух и огонь, т. е. сушка и обжиг, придают изделиям прочность и долговечность. В результате первого обжига получается бисквит, не декорированный и не покрытый эмалью.

На этом этапе заканчивается обработка некоторых керамических изделий, в частности из терракоты. Другие изделия декорируются, и, следовательно, они подвергаются повторному обжигу.