Приготовление глазурей



Глазури наносят на сырой или обожженный (утильный) черепок в сыром виде, фриттованными или плавлеными. Белые эмали употребляются только в плавленом виде. Наносить глазурь в сыром виде — это значит, все составные части глазури в виде тонких порошков перемешать, залить водой до густоты сливок и тем или другим способом покрыть ими черепок. Фриттование - это небольшое прокаливание глазурей примерно при температуре 600—700 градусов, когда глазурь приобретает губчатый вид и легко поддается размолу.

Плавление—это уже превращение глазури в полное стекло, для чего нужна длительная и высокая температура. Применение глазури в том или другом виде диктуется многими соображениями и главным образом экономическими. Очевидно, что самая дорогая будет плавильная глазурь, так как производятся затраты на топливо, тигли (горшки) и размол глазури.

Но нужно всегда принимать во внимание, во-первых, что сырая глазурь в тонком слое часто может получиться недостаточно проваренной на черепке и красители распределятся неравномерно, почему и цвет будет не так интенсивен, как при употреблении плавленой глазури, и во-вторых, что при сплавлении сырой глазури на черепке иногда особенно крупные частицы кремнезема не успевают расплавиться и на поверхности обожженной глазури на ощупь дают шереховатость.

Однако, с другой стороны, в хорошо сплавленной глазури закончились все химические процессы и во время обжига она недостаточно хорошо действует на черепок и поэтому является опасность, что глазурь после обжига останется самостоятельным слоем, не связанным достаточно сильно с черепком, и при легких ударах будет отскакивать пластинками. Кроме всего этого, нужно всегда учитывать, что сырая глазурь химически действует не только между своими составными частями, но она действует и на черепок, частично растворяя песок и глину с поверхности и таким образом прочно связываясь с ним.

Переходом между сырой и плавленной глазурью является фриттованная. Теоретически считается, что фриттовать следует глазурь в том случае, когда ее отдельные части растворимы в воде. Предполагается, что эти растворимые части впитываются черепком, а на поверхности остаются только нерастворимые, нарушается таким образом состав глазури. Она получается тугоплавче, а черепок легкоплавче. Принимая же во внимание, что щелочи частично растворяют кремнезем, особенно тонко размолотый, и тем самым с ним химически связываются, возможно употребление щелочных глазурей и без фриттования. Такие глазури, приготовленные заранее, могут храниться довольно долго, но им нельзя давать засохнуть, иначе они обратятся в цементо-подобное тело, которое нужно затем толочь и растирать.

Для продуктивности работы при изготовлении щелочных глазурей со щелочами в сыром виде, необходимо, чтобы все материалы были тонко размельчены и хорошо между собой перемешаны до заливки их водой. Заливать нужно осторожно горячей водой и так, чтобы не получилось слишком жидкого раствора, который потом трудно сгустить. Полученный раствор (кашицу) протирают через сито, и если на нем остаются камешки соды, борной кислоты и проч. от недостаточно хорошего смешивания, то их следует растолочь в фарфоровой ступке и также протереть через сито. Ни в коем случае не следует их выбрасывать, так как от этого изменяется состав глазури. Приготовленная таким образом глазурь по нанесении на черепок очень мало впитывается им и довольно быстро кристаллизуется на поверхности. Слой такой глазури очень прочен до обжига и не так легко поддается стиранию с черепка, как слой молотой глазури, до которой нельзя дотронуться.

Перед фриттованием или сплавлением глазури все завешенные, тонко измельченные материалы тщательно перемешиваются и засыпаются в обожженные тигли, обязательно смазанные внутри раствором каолина или огнеупорной глины, для меньшей спайки черепка с глазурью. Тигли могут быть различных размеров, но в большинстве случаев они имеют высоту 30—35 см, диаметр верхней 20—25 см и диаметр низа 15—18 см. Во избежание потери глазури, порчи пода печи или товара в случае, если треснет тигель, под него подставляют чашку (поддонье), высота которой равна примерно 1/3 высоты тигля, а диаметр в полтора раза больше верхнего диаметра тигля.

Также на сайте:



Рельефные изразцы

Многоцветные рельефные изразцовые изделия появились в XV-XVI веках в близлежащих к Москве городах. В Москве многоцветные рельефные изразцы впервые появились в Керамическом декоре церкви Троицы в Никитниках (1635-1653г.г.). Светлая жёлто-розовая глина, из которой изготовлены эти изразцы, характерна только для калужского производства, где, по всей вероятности, они и были выполнены. Вероятнее всего, что огромное богатство купца Никитникова дало ему возможность вызывать в Калугу белорусского мастера, которому были известны секреты изготовления цветных эмалей.



Подготовка глины

Глину, имеющую оптимальную жирность и хорошо вылежавшуюся, достаточно лишь тщательно промять и выбрать случайно попавшие в нее камушки. В былые годы глину разминали в гончарне или избе на полу, посыпанном песком, который в загадке о горшке назван «топанцем». Нередко проминкой и очисткой глины занималась вся семья, в том числе и дети.

Глину топтали босыми ногами до тех пор, пока она не превращалась в тонкую пластину, которую тут же скатывали в рулон. Затем рулон складывали пополам и снова топтали. Когда же глина вновь обретала форму пластины, сворачивали новый рулон.