Потери веса глазури



Всякая глазурь при сплавлении теряет в весе. Это происходит от того, что из нее испаряется вода и улетучиваются некоторые вещества. Определить, какое количество глазури получится после варки, вполне возможно, пользуясь приведенной ниже таблицей. Практически установлено, что майоликовые глазури в зависимости от состава теряют в весе от 3 до 20%.

Меньше всего (около 2—3%) теряют глазури, составленные из песка и сурика свинцового и больше всего (15— 20%)—глазури со щелочами, бурой или борной кислотой. В приводимой ниже таблице указано, какое количество отдельного материала остается после сплавления глазури и сколько его теряется при плавлении.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Материал Кол-во Потеря Остаток
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кварцевый песок 100 -- 100
Борна кислота кристаллическая 100 46 54
Бура кристаллическая 100 64 36
Сода кристаллическая 100 78 22
Сода кальцинированная (безводная) 100 42 58
Поташ кристаллический 100 46 54
Поташ кальцинированный (безводный) 100 32 68
Селитра калиевая 100 33 67
Жженая известь 100 -- 100
Мел 100 44 56
Плавиковый шпат 100 28 72
Жженая магнезия 100 -- 100
Магний углекислый 100 52 48
Витерит (барий углекислый) 100 22 78
Тяжелый шпат (барий сернокислый) 100 34 66
Сурик свинцовый 100 2-3 97-98
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Помимо потерь в глазури, о которых мы только что сказали, необходимо еще скидывать примерно 5% от веса сырой глазури. Это вызывается тем, что не всегда возможно точно учесть влажность материала и, кроме того, улетучиваемость в значительной мере зависит от времени и характера пламени при варке глазури. При подсчетах необходимого количества глазури нужно принимать во внимание остаток на тиглях, потерю при толчении в ступке и помоле в шаровой или жерновой мельнице.

Довольно важным моментом, который надо учитывать при заготовке глазурей, является определение количества глазури, потребного на покрытие данной площади изделия. Здесь приходится пользоваться только опытными данными, учитывая такие два момента: в каком виде (сырая или плавленая) наносится глазурь и каким способом. При нанесении кистью требуется большее количество глазури, чем при поливании из ковша или окунании в глазурную муть. Практически обыкновенно считают: на 10 см2 требуется сырой глазури 1,25-2 г, а плавленой 2-2,5 г. При поливании из ковша и окраске кистью нужно примерно 1,25—2,5 г на те же 10 см2.

Сплавленная глазурь дороже чем сырая, так как приходится производить расходы на топливо, на тигли, всегда неизбежны потери на стенках тигля, потери при разбивании в ступке и помоле в шаровой мельнице. Кроме того, некоторое количество глазури теряется в лопнувших тиглях, что в известном проценте почти неизбежно, особенно при глазурях борно-щелочных, имеющих бурно протекающий процесс выделения влаги и газов.

Также на сайте:



Муравленные изразцы

В конце первой половины XVII века начали вырабатываться красные изразцы с узкой контурной рамкой, шириной около 1см, названные узкорамочными. Незначительное на первый взгляд новшество позволило отказаться от применения перемычек, что сократило количество изделий печного набора, но привело и к определённым недостаткам во внешнем виде печей: утрате барельефного характера печного зеркала и появлению широких глиняных швов между изразцами.



Обработка керамики после обжига

Обжиг в печах керамических изделийУже много веков назад древние гончары открыли способы дополнительной обработки керамики после обжига, которые позволяли улучшить физико-технические свойства сосудов и придать им определенные эстетические свойства.

Одним из таких способов было каление, которое применялось для повышения прочности посуды. Суть этого способа состояла в том, что раскаленный докрасна сосуд после обжига сразу на несколько секунд погружался в емкость с водой. Затем сосуд ставился на окончательную просушку.