Плавни-щелочи



Описываемые ниже сода, поташ, калиевая и натриевая селитры относятся к группе плавней—щелочей. От их присутствия значительно возрастает сила окраски, яркость и частота тонов цветных глазурей. Сода - есть углекислая соль окиси натрия. Не путать с питьевой содой, которой надо брать в полтора раза больше. Обыкновенно вводится она в глазурь кристаллической (водной) или кальцинированной (безводной). Вместо 2 ч. кристаллической берут 1 ч. кальцинированной.

Поташ - углекислая соль окиси калия. Поташ надо хранить хорошо закупоренным, он очень легко сыреет и превращается в жидкость, перед употреблением его лучше просушивать на печи.

Соду и поташ рекомендуется вводит в глазурь в количестве, не превышающем 20%, так как во влажном воздухе они способны выступать на поверхности сплавленной глазури белыми точками, особенно, если глазурь была плохо сплавлена или обжиг был очень быстрый и производился при низкой температуре.

Селитра калиевая - азотнокислая соль окиси калия. Селитра натриевая - азотнокислая соль окиси натрия. Иначе называется чилийской селитрой. Вводится в глазури вместо соды и представляет собой кристаллическое вещество.

Калиевая или натриевая селитры, будучи введены в глазурь, выделяют во время обжига большое количество окисляющих газов, которые способствуют сгоранию органических веществ и лучшему окислению всех входящих в глазурь материалов. Кроме того, газы, выходя из сплава, как бы перемешивают его, отчего глазурь становится значительно светлее и ярче. На глазури с селитрой не так вредно действуют восстановительные печные газы.

Имея низкую температуру плавления, селитры ускоряют процесс расплавления глазурей. Селитра в глазурь вводится в количестве, не превышающем 15%. Натриевую селитру, легко впитывающую в себя влагу из воздуха, рекомендуется перед употреблением хорошо просушить. Иногда добавляют в белую эмаль поваренную соль, главным образом для того, чтобы выделяющийся во время обжига от разложения соли хлор действовал бы на железо, обесцвечивая его.

Мел и мрамор - углекислый кальций, имеют довольно высокую температуру плавления и в глазури вводятся как материалы, делающие нерастворимой глазурь. Без кальция глазури из борной кислоты и щелочей поддаются выщелачиванию водой. Не рекомендуется вводить кальция больше 7% так как от большей его примеси глазурь становится хрупкой.

Барит, в виде углекислой соли, иначе называемый минерал витерит, а также сернокислый барий, называемый тяжелый шпат, вводятся преимущественно как замена кальция, но легкоплавче его. Одна весовая часть углекислого бария заменяется 1,18 частью сернокислого бария, а одна часть сернокислого бария заменяется 0,846 части углекислого бария. При введении нужно добавлять в глазурь толченого угля, 10% от веса глазури.

Магний углекислый, иначе называемый магнезит и жженая магнезия (окись магния), вводятся в глазурь как материалы, способствующие заглушению и отчасти сами ее заглушающие. Оба материала представляют собой весьма легкие белые порошки. Жженая магнезия труднее растворяется в глазурях, и поэтому ее предпочитают вводить для заглушения их, иначе глазурь будет мутной и грязной.

Окись цинка. Ее влияние благоприятно на кобальтовые глазури. В продажу окись цинка идет под названием цинковых белил; часто содержит примесь сернокислого бария.

Полевой шпат — камень—минерал, в состав которого входят окись алюминия, двуокись кремния и окись калия или окись натрия. Вводят его в глазурь поэтому, что щелочи в нем находятся в химическом соединении с другими элементами и не так растворяюще действуют на окиси олова и красители. Частично им может быть заменен кварцевый песок, в этом случае понижается тугоплавкость глазури. Полевой пшат довольно легко сплавляется с остальными материалами, входящими в глазурь.

Хрусталь (свинцовое стекло) и бой других стекол может быть введен в глазурь как материал более дешевый, с которым глазури легче плавятся. Стекло и хрусталь сравнительно с обычными глазурями очень тягучи и вязки в обжиге, поэтому они одни не приплавляются к черепку, а отстают пластинками. Хрусталя вводят не более 60% от веса всей глазури.

Описанные материалы служат для получения прозрачных глазурей и только некоторые из них способствуют заглушению или частично заглушают глазури. Для полного заглушения и получения белых эмалей необходимо введение описываемых ниже материалов, которые не должны растворяться в глазури, а только равномерно распределяться или образовывать в ней мельчайшие пузырьки.

Также на сайте:



Приготовление глазурей

Глазури наносят на сырой или обожженный (утильный) черепок в сыром виде, фриттованными или плавлеными. Белые эмали употребляются только в плавленом виде. Наносить глазурь в сыром виде — это значит, все составные части глазури в виде тонких порошков перемешать, залить водой до густоты сливок и тем или другим способом покрыть ими черепок. Фриттование - это небольшое прокаливание глазурей примерно при температуре 600—700 градусов, когда глазурь приобретает губчатый вид и легко поддается размолу.



Современная керамика

В современном искусстве все ярче проявляется общее для всех художников стремление к разнообразию используемых материалов.

Керамисты в своей работе ориентируются как на традиции, так и на новые концепции, используя все средства, которые могут быть полезны для воплощения их творческой идеи в жизнь. Так, многие мастера при декорировании керамических изделий экспериментируют с такими материалами, как стекло, металл, пластмасса, а иногда даже обращаются к иным видам искусства, например к фотографии.