Плавни-щелочи



Описываемые ниже сода, поташ, калиевая и натриевая селитры относятся к группе плавней—щелочей. От их присутствия значительно возрастает сила окраски, яркость и частота тонов цветных глазурей. Сода - есть углекислая соль окиси натрия. Не путать с питьевой содой, которой надо брать в полтора раза больше. Обыкновенно вводится она в глазурь кристаллической (водной) или кальцинированной (безводной). Вместо 2 ч. кристаллической берут 1 ч. кальцинированной.

Поташ - углекислая соль окиси калия. Поташ надо хранить хорошо закупоренным, он очень легко сыреет и превращается в жидкость, перед употреблением его лучше просушивать на печи.

Соду и поташ рекомендуется вводит в глазурь в количестве, не превышающем 20%, так как во влажном воздухе они способны выступать на поверхности сплавленной глазури белыми точками, особенно, если глазурь была плохо сплавлена или обжиг был очень быстрый и производился при низкой температуре.

Селитра калиевая - азотнокислая соль окиси калия. Селитра натриевая - азотнокислая соль окиси натрия. Иначе называется чилийской селитрой. Вводится в глазури вместо соды и представляет собой кристаллическое вещество.

Калиевая или натриевая селитры, будучи введены в глазурь, выделяют во время обжига большое количество окисляющих газов, которые способствуют сгоранию органических веществ и лучшему окислению всех входящих в глазурь материалов. Кроме того, газы, выходя из сплава, как бы перемешивают его, отчего глазурь становится значительно светлее и ярче. На глазури с селитрой не так вредно действуют восстановительные печные газы.

Имея низкую температуру плавления, селитры ускоряют процесс расплавления глазурей. Селитра в глазурь вводится в количестве, не превышающем 15%. Натриевую селитру, легко впитывающую в себя влагу из воздуха, рекомендуется перед употреблением хорошо просушить. Иногда добавляют в белую эмаль поваренную соль, главным образом для того, чтобы выделяющийся во время обжига от разложения соли хлор действовал бы на железо, обесцвечивая его.

Мел и мрамор - углекислый кальций, имеют довольно высокую температуру плавления и в глазури вводятся как материалы, делающие нерастворимой глазурь. Без кальция глазури из борной кислоты и щелочей поддаются выщелачиванию водой. Не рекомендуется вводить кальция больше 7% так как от большей его примеси глазурь становится хрупкой.

Барит, в виде углекислой соли, иначе называемый минерал витерит, а также сернокислый барий, называемый тяжелый шпат, вводятся преимущественно как замена кальция, но легкоплавче его. Одна весовая часть углекислого бария заменяется 1,18 частью сернокислого бария, а одна часть сернокислого бария заменяется 0,846 части углекислого бария. При введении нужно добавлять в глазурь толченого угля, 10% от веса глазури.

Магний углекислый, иначе называемый магнезит и жженая магнезия (окись магния), вводятся в глазурь как материалы, способствующие заглушению и отчасти сами ее заглушающие. Оба материала представляют собой весьма легкие белые порошки. Жженая магнезия труднее растворяется в глазурях, и поэтому ее предпочитают вводить для заглушения их, иначе глазурь будет мутной и грязной.

Окись цинка. Ее влияние благоприятно на кобальтовые глазури. В продажу окись цинка идет под названием цинковых белил; часто содержит примесь сернокислого бария.

Полевой шпат — камень—минерал, в состав которого входят окись алюминия, двуокись кремния и окись калия или окись натрия. Вводят его в глазурь поэтому, что щелочи в нем находятся в химическом соединении с другими элементами и не так растворяюще действуют на окиси олова и красители. Частично им может быть заменен кварцевый песок, в этом случае понижается тугоплавкость глазури. Полевой пшат довольно легко сплавляется с остальными материалами, входящими в глазурь.

Хрусталь (свинцовое стекло) и бой других стекол может быть введен в глазурь как материал более дешевый, с которым глазури легче плавятся. Стекло и хрусталь сравнительно с обычными глазурями очень тягучи и вязки в обжиге, поэтому они одни не приплавляются к черепку, а отстают пластинками. Хрусталя вводят не более 60% от веса всей глазури.

Описанные материалы служат для получения прозрачных глазурей и только некоторые из них способствуют заглушению или частично заглушают глазури. Для полного заглушения и получения белых эмалей необходимо введение описываемых ниже материалов, которые не должны растворяться в глазури, а только равномерно распределяться или образовывать в ней мельчайшие пузырьки.

Также на сайте:



Формовка на болванках

Формовка на веревочной болванке. Этим древним способом можно формовать только сосуды с широким горлышком, например, крынку для молока или вазу. При любом способе лепки сосуда гончар всегда старается уделить большое внимание красоте формы. Но и ее он не может создавать без учета практического назначения сосуда.



Формовка в гипсовых формах

Формовка в гипсовых формах имеет много преимуществ перед ручной формовкой на гончарном кругу. Прежде всего, для ручной формовки на гончарном кругу требуются опытные высококвалифицированные гончары. Кроме того, ручная формовка на гончарном кругу трудоемка. При формовке в гипсовых формах производительность труда значительно повышается и обеспечивается высокое качество продукции при более низкой квалификации рабочих.