Материалы для глазурей



В керамической промышленности применяют для составления глазурей довольно большое количество различных материалов. Здесь же указываются только те, которые употребляются для составления легкоплавких цветных глазурей или эмалей.

Материалы, служащие основанием глазури:
Кремнезем — есть основание всякой глазури. В майоликовые глазури и эмали он вводится главным образом в виде белого песка. Хороший песок состоит примерно из 97—98°/0 двуокиси кремния и 2—3% примесей в виде ок. железа, ок. алюминия, окиси кальция, титановой кислоты и т. п. В большинстве случаев он имеет слегка кремовый цвет, но встречается и почти белый.

Полагаться на цвет песка до обжига не следует, часто бывает, что песок почти белый на вид в действительности сильно загрязнен красящими примесями, например, титановой кислотой и т. д. Поэтому лучше предварительно попробовать песок в малой дозе и только после пробы пускать его в производство.

Кварцевые пески часто загрязнены органическими примесями и, кроме того, очень долго сохраняют влагу, поэтому перед употреблением в глазурь их следует просушить на печи, а потом просеять через сито примерно с 100 отверстиями на 1 кв. см. Острый горный песок всегда чище речного округленного. Хороший мелкий песок при сплавлении глазури легче вступает в соединение с остальными материалами. Температура плавления чистых без примеси кварцевых песков примерно 1650—1700°.

Белая или красная глина, в которой также содержится кремнезем, вводятся в глазурь главным образом в тех случаях, когда ее нужно сделать во время обжига менее текучей, более вязкой, тягучей или повысить температуру плавления глазури. Красную глину можно добавлять только в черные глазури или в глазури, окрашиваемые окисью железа. Обычно принято заменять три части деска одной частью глины.

Также на сайте:



Техника буккеро

Техника буккеро, при помощи которой поверхность керамического изделия приобретает черный и блестящий цвет, была усовершенствована этрусками. Керамические изделия этрусков отличаются особой элегантностью, особенно выполненные в стиле «тонкого буккеро», в котором они создавали такие изящные, с блестящей поверхностью изделия, что они казались сделанными из металла.

Этруски применяли гончарный круг и штампы для моделировки, но самой распространенной оставалась техника спиральной лепки из жгутов. В качестве сырья они использовали железосодержащую глину.



Керамическая масса

Сразу использовать глину, принесенную из карьера, нельзя. Вначале ее необходимо подвергнуть дополнительной обработке: очистке, измельчению, при необходимости и желании, промывке. Только после этого можно приступать к созданию керамической массы, т. е. смеси глины с различными добавками: другими сортами глин, органикой, минералами.

У каждого гончара есть свои приемы обработки глины. Однако вышеперечисленные процедуры являются обязательными для любого гончарного производства. Вначале измельчите куски глины при помощи лопаты, заступа, молотка или обуха топора.