Материалы для глазурей



В керамической промышленности применяют для составления глазурей довольно большое количество различных материалов. Здесь же указываются только те, которые употребляются для составления легкоплавких цветных глазурей или эмалей.

Материалы, служащие основанием глазури:
Кремнезем — есть основание всякой глазури. В майоликовые глазури и эмали он вводится главным образом в виде белого песка. Хороший песок состоит примерно из 97—98°/0 двуокиси кремния и 2—3% примесей в виде ок. железа, ок. алюминия, окиси кальция, титановой кислоты и т. п. В большинстве случаев он имеет слегка кремовый цвет, но встречается и почти белый.

Полагаться на цвет песка до обжига не следует, часто бывает, что песок почти белый на вид в действительности сильно загрязнен красящими примесями, например, титановой кислотой и т. д. Поэтому лучше предварительно попробовать песок в малой дозе и только после пробы пускать его в производство.

Кварцевые пески часто загрязнены органическими примесями и, кроме того, очень долго сохраняют влагу, поэтому перед употреблением в глазурь их следует просушить на печи, а потом просеять через сито примерно с 100 отверстиями на 1 кв. см. Острый горный песок всегда чище речного округленного. Хороший мелкий песок при сплавлении глазури легче вступает в соединение с остальными материалами. Температура плавления чистых без примеси кварцевых песков примерно 1650—1700°.

Белая или красная глина, в которой также содержится кремнезем, вводятся в глазурь главным образом в тех случаях, когда ее нужно сделать во время обжига менее текучей, более вязкой, тягучей или повысить температуру плавления глазури. Красную глину можно добавлять только в черные глазури или в глазури, окрашиваемые окисью железа. Обычно принято заменять три части деска одной частью глины.

Также на сайте:



Изразцовые печи

Изразцы XVII – XIX веков, украшавшие печи не только в царских и монастырских покоях, но и в домах купечества и зажиточных горожан были красочны и своеобразны. И рельефные, и гладкие, с синим, зелёным и многоцветным рисунком они несут в себе приметы новых времён, освоения опыта других народов и борения с некоторыми иноземными влияниями. При этом в их решении оставались неизменными чувство цвета, композиция, гармония и самобытность лучших отечественных изразечников.



Формовочный гипс

Для изготовления форм применяется формовочный гипс или алебастр. Он получается путем обжига природного гипсового камня при температуре до 180°. Формовочный гипс обладает способностью при взаимодействии с водой затвердевать, или, как говорят, схватываться. В результате этого получается твердая отливка. Благодаря способности схватываться при затворении водой формовочный гипс широко применяется для изготовления отливок самого разнообразного назначения.