Майолика



Прежде чем говорить о значении, производства глиняных изделий с цветными глазурями и эмалями, необходимо определить, что такое майолика. Майолика — изделия, изготовляемые из простых глин и покрытые непрозрачными белыми или цветными глазурями (эмалями). С расширением техники керамики к майолике стали относить и другие виды изделий, а именно:

- изделия с белым черепком, покрытым цветными глазурями, такие изделия называются майолика;
- изделия с цветным черепком, покрытым глиной другого цвета, и политые прозрачными белыми или цветными глазурями - мецца-майолика;
- изделия, имеющие светлый цветной черепок, ничем не залицованный, и покрытые прозрачными цветными глазурями, эмалями или полуэмалями - новая майолика;
изделия с глазурями, блестящими как металл и отливающими радужными отблесками - майолика восстановительного огня.

В группу майолика входят изделия, имеющие цветной черепок. Производство же майолики с белым черепком по существу есть производство фаянса, в котором белый цвет черепка» является большим достоинством и который совершенно нелогично покрывают прозрачными цветными глазурями, далеко не удовлетворительными в отношении цвета.

Применение цветных глазурей и эмалей позволяет использовать низкосортное сырье, простые гончарные глины и белый речной песок, давая в то же время более художественную и рентабельную продукцию, оставляя высокосортные глины и каолины непосредственно для экспорта, для производства фарфора и других видов керамических изделий, где цвет, качество и высокая огнеупорность материала играют большую роль, чем в майоликовом производстве.

Кроме экономии на сырых материалах для черепка, при применении цветных глазурей упрощается ряд производственных процессов, а некоторые и совершенно выпадают. Например, отпадает работа электрофильтров для очищения глин от железистых примесей, не требуется обработка кварца или кремня, так как они заменяются песком, и исключается лишняя операция по приготовлению шлямма (жидкой массы).

Упрощается процесс обжига, так как не приходится опасаться пропустить лишнее количество воздуха через шуровку, что может перевести всю белую продукцию в желтую (будет брак) и поэтому качество топлива не так сильно отражается на продукции. Наконец, цветные глазури позволяют заменять одни материалы другими, что дает возможность избежать употребления дефицитных материалов и заменить их менее дефицитными или даже избыточными.

Выпуск глиняных изделий с цветными глазурями понижает стоимость изделий и нисколько не ущемляет интересов потребителя. Помимо всего этого, массовый выпуск продукции домашнего обихода с использованием дешевых природных материалов дает возможность увеличить количество продукции, равноценной фаянсу, в котором ощущается недостаток, что позволит частично свертывать производство металлической посуды и тем самым сохранить металл для других производств.

В этом разделе в простой форме объясняется приготовление цветных глазурей и эмалей, их применение в гончарном производстве. Даны рекомендации по производству утилитарных и декоративных изделий, с применением более дешевых сортов глин, песков, покрытием их цветными глазурями и эмалями.

Также на сайте:



Фроттаж

С применением этой техники (натирания) создается характерный фактурный эффект, который акцентирует текстуру обработанной поверхности. При этом краска неравномерно располагается между черточками и углублениями на поверхностях изделия.

Материалы. Используемые материалы - оксиды (красители) и фритты или флюсы. Флюс используется с целью закрепления оксида на бисквите. Обычно берутся 2 части красителя на 1 часть флюса.

Смесь наносится на бисквит. Если хотите изменить цвет основы вместо расцветки используемой глины, на поверхность изделия можно нанести ангоб.



Замачивание глины или шихты

Если гончарное предприятие не отмучивает глину или шихту, то до промера их направляют на замачивание. Если отмученная глина или шихта сильно просушены, то до промеса их тоже нужно замачивать.

Замачивание можно производить в простом деревянном чану. Воду лучше всего заливать при помощи лейки. Степень влажности определяется на ощупь. Если при сжатии комка замоченной глины тесто оказывается достаточно мягким и в то же время не прилипает к руке, то это означает, что воды добавлено достаточно. Если же масса слишком влажна, то тесто прилипает к руке.