Майолика



Прежде чем говорить о значении, производства глиняных изделий с цветными глазурями и эмалями, необходимо определить, что такое майолика. Майолика — изделия, изготовляемые из простых глин и покрытые непрозрачными белыми или цветными глазурями (эмалями). С расширением техники керамики к майолике стали относить и другие виды изделий, а именно:

- изделия с белым черепком, покрытым цветными глазурями, такие изделия называются майолика;
- изделия с цветным черепком, покрытым глиной другого цвета, и политые прозрачными белыми или цветными глазурями - мецца-майолика;
- изделия, имеющие светлый цветной черепок, ничем не залицованный, и покрытые прозрачными цветными глазурями, эмалями или полуэмалями - новая майолика;
изделия с глазурями, блестящими как металл и отливающими радужными отблесками - майолика восстановительного огня.

В группу майолика входят изделия, имеющие цветной черепок. Производство же майолики с белым черепком по существу есть производство фаянса, в котором белый цвет черепка» является большим достоинством и который совершенно нелогично покрывают прозрачными цветными глазурями, далеко не удовлетворительными в отношении цвета.

Применение цветных глазурей и эмалей позволяет использовать низкосортное сырье, простые гончарные глины и белый речной песок, давая в то же время более художественную и рентабельную продукцию, оставляя высокосортные глины и каолины непосредственно для экспорта, для производства фарфора и других видов керамических изделий, где цвет, качество и высокая огнеупорность материала играют большую роль, чем в майоликовом производстве.

Кроме экономии на сырых материалах для черепка, при применении цветных глазурей упрощается ряд производственных процессов, а некоторые и совершенно выпадают. Например, отпадает работа электрофильтров для очищения глин от железистых примесей, не требуется обработка кварца или кремня, так как они заменяются песком, и исключается лишняя операция по приготовлению шлямма (жидкой массы).

Упрощается процесс обжига, так как не приходится опасаться пропустить лишнее количество воздуха через шуровку, что может перевести всю белую продукцию в желтую (будет брак) и поэтому качество топлива не так сильно отражается на продукции. Наконец, цветные глазури позволяют заменять одни материалы другими, что дает возможность избежать употребления дефицитных материалов и заменить их менее дефицитными или даже избыточными.

Выпуск глиняных изделий с цветными глазурями понижает стоимость изделий и нисколько не ущемляет интересов потребителя. Помимо всего этого, массовый выпуск продукции домашнего обихода с использованием дешевых природных материалов дает возможность увеличить количество продукции, равноценной фаянсу, в котором ощущается недостаток, что позволит частично свертывать производство металлической посуды и тем самым сохранить металл для других производств.

В этом разделе в простой форме объясняется приготовление цветных глазурей и эмалей, их применение в гончарном производстве. Даны рекомендации по производству утилитарных и декоративных изделий, с применением более дешевых сортов глин, песков, покрытием их цветными глазурями и эмалями.

Также на сайте:



Керамика в Средневековье

Среди средневековых гончарных центров Евразии, кроме стран Дальнего Востока, особенно выделяются Турция, Иран (в то время Персия), Кавказ и Средняя Азия. Представители разных стран долгое время безуспешно пытались узнать секреты технологии фарфора.

Лишь в начале I тыс. н. э. гончары Турции и Ирана изобрели производство майолики — посуды и изделий, украшенных цветными составами в виде растительных орнаментов и покрытых глазурью.



Лепка из цельного куска глины

Прежде чем приступить к лепке из глиняной массы, необходимо четко представить себе образ будущего изделия, который нередко подсказан самим куском глины.

Речь идет о скульптурной и объемной лепке. Существуют два способа формообразования: пластический, с помощью прибавления материала (лепка), и скульптурный, за счет удаления лишнего материала. Керамика может подойти для этих обоих способов.

Скульптура вообще и скульптура из керамики, в частности, подразделяется на:
1) барельеф, когда скульптурные элементы выступают от плоскости фона примерно на половину их объема;