Состав и свойства глазурей



Нанесение глазури на черепок

Цветные глазури и эмали во избежание всяких неудач лучше всего наносить на обожженный черепок. Перед глазуровкой черенок необходимо хорошо очистить щеткой от пыли и промыть водой, а после промывки высушить, иначе глазурь будет стекать. Если нанести глазурь или эмаль на запыленный черепок, то в обжиге они могут свернуться в капли. Можно глазуровать вещи и без предварительного обжига, по тогда надо почти весь песок заменить глиной, лучше всего той, из которой сделана вещь; заменять надо 3 ч. песку 1 ч. глины.



Смешивание с красителями

Выше нами указаны способы приготовления сырых, фриттованных и плавленых прозрачных глазурей и белых эмалей. Теперь мы опишем, как производится смешивание их с красителями для получения цветных глазурей и эмалей. Красителями могут служить: окиси красящих металлов, их соли (азотнокислая, сернокислая, хлористая и т. п.) и специально приготовляемые пигменты (красители).



Прозрачные глазури

Для получения цветных майоликовых глазурей довольно часто приходится пользоваться прозрачными глазурями одинакового состава, которые дают требуемые цвета от введения в них различных красителей. Эти глазури почти всегда употребляются в сплавленном виде и их возможно (и лучше) всегда иметь в мастерской. Здесь приводися несколько составов таких глазурей. Наименования прозрачных глазурей даются исключительно по входящим в них материалам.

Свинцово-щелочная:
Песок - 45
Сурик свинцовый - 35
Поташ – 12
Сода - 8

Борно-свинцовая:
Песок - 34
Сурик свинцовый - 34
Буpa безводная - 23



Потери веса глазури

Всякая глазурь при сплавлении теряет в весе. Это происходит от того, что из нее испаряется вода и улетучиваются некоторые вещества. Определить, какое количество глазури получится после варки, вполне возможно, пользуясь приведенной ниже таблицей. Практически установлено, что майоликовые глазури в зависимости от состава теряют в весе от 3 до 20%.



Приготовление глазурей

Глазури наносят на сырой или обожженный (утильный) черепок в сыром виде, фриттованными или плавлеными. Белые эмали употребляются только в плавленом виде. Наносить глазурь в сыром виде — это значит, все составные части глазури в виде тонких порошков перемешать, залить водой до густоты сливок и тем или другим способом покрыть ими черепок. Фриттование - это небольшое прокаливание глазурей примерно при температуре 600—700 градусов, когда глазурь приобретает губчатый вид и легко поддается размолу.



Размельчение глазурей

Сырые материалы, употребляемые для майоликовых глазурей, почти все, за исключением только полевого шпата, поступают в мастерскую в таком виде, что их не требуется подвергать какой-либо обработке. В большинстве случаев их только просеивают для отделения слишком крупных частиц, влияющих на сплавление или чистоту глазури. Фриттованные или сплавленные глазури подвергаются размолу в аппаратах, приводимых в движение живой силой, электричеством или локомобилем.



Заглушение прозрачной глазури

Олово в виде окиси. Белый порошок довольно тяжелый по весу. В природном состоянии называется оловянным камнем. Лучший материал для получения белых эмалей. Соли окиси олова, например, хлористая, не дающие удовлетворительных результатов, не принято вводить в глазури. Окись олова можно получить из металлического олова, растворив его в азотной кислоте и прокалив после промывания водой, или растворив в соляной кислоте с подогреванием и осадив нашатырным спиртом.

Также на сайте:



История изразца

Русское изразцовое искусство – одна из замечательных отраслей народного творчества. Изразцовые декоры, выполненные из отдельных изразцов или многоизразцовых клейм и фризов, создавали яркие цветовые акценты на фасадах храмов и светских зданий, придавали им живописность, праздничность и нарядность. Во второй четверти XIII века смерч монголо-татарского нашествия обрушился на русский край. Разрушенные княжества, ослабленные усобицами города сопротивлялись яростно, но были смяты полчищами Батыя. Русский народ оказался под тяжким ярмом. Борьба длилась столетия.



Глушители для эмалей

В эмали употребляются те же материалы, что и в прозрачные глазури, а в качестве глушителей применяют:
Олово окись - непосредственно в виде чистой окиси очень редко применяется для введения в глазурь, так как во время сплавления эмали не происходит тонкого расщепления частиц, что влияет на белизну эмали. Чтобы равномернее распределить олово по всей массе эмали, его окисляют в «кальцину» или «спал» одновременно со свинцом, таким же способом как глет или сурик.

RSS-материал