Способы отделки ангобами



Наиболее распространены следующие способы декоративной отделки ангобами: пастилаж, фляндровка и «мраморизация».

Пастилаж

В грушу или пластмассовый флакон набирают ангоб и, ориентируясь на линии вспомогательного рисунка, наносят на поверхность изделия. Там, где требуется провести тонкую линию, на грушу нажимают лишь слегка, там же, где линия должна быть толще, нажим усиливают. Самые тонкие линии узора выполняются пипеткой.

Фляндровка

Эта техника декоративной отделки применяется гончарами наиболее широко. Необыкновенная живописность отделки достигается очень простыми и остроумными приемами. Фляндровкой можно декорировать как высокую посуду (вазы, кувшины), так и широкую низкую, типа всевозможных блюд и тарелок.

Кувшин устанавливают на вращающуюся подставку. При вращении на посуду наносят разноцветные, соприкасающиеся друг с другом полоски ангоба. Продолжая вращать подставку, мастер рассекает нанесенные пояски острой деревянной палочкой или резиновой гребенкой, проводя этими инструментами сверху вниз через определенные промежутки. При смешении вязких слоев ангобов образуется оригинальный живописный узор.

Примерно так же фляндровка выполняется и на блюде. На вращающееся блюдо рожком или грушей наносят разноцветные круги. Затем на самый большой круг, на произвольном расстоянии друг от друга, выдавливают жирные капли ангоба. Каждую каплю острой палочкой сдвигают к середине блюда. Вместе с каплями смещаются и слои ангобов, образуя характерный узор, состоящий из так называемых «гребенцов».

Мраморизация

Этот способ декоративной отделки применялся на Руси в X—XII веках и сохранился до наших дней. Основан он на свободном растекании цветных ангобов по поверхности керамического изделия. Наиболее живописным рисунок узора получается в том случае, когда роспись ведется по сырому ангобному грунту. На поверхность изделия наносят толстым слоем всевозможные полосы, капли, кляксы, которые начинают тут же стекать по влажному фону вниз.

Гончар берет изделие в обе руки и, медленно поворачивая, наклоняет его то в одну сторону, то в другую. Иногда изделие слегка встряхивают. Переплетаясь и сливаясь, потеки ангобов образуют сложный рисунок, чем-то напоминающий текстуру мрамора, отсюда и название этого способа декорирования. Настоящий цвет у ангобов проявляется после обжига.

Многие из них имеют мягкую, приглушенную окраску, напоминая пастель или цветные мелки. Но если перед обжигом на ангобы был нанесен (после предварительной просушки) тонкий слой глазури, краски становятся сочными и яркими.

Также на сайте:



Керамика и изразцы

Термин керамика происходит от греческого слова керамос, что означает - глина. Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожённые до каменного состояния. В результате термической обработки керамика приобретает огнеупорность, химическую стойкость и ряд других свойств, определяющих её широкое использование. Вероятно, ничто так великолепно не свидетельствует о минувшем, как керамика. Обожённая глина, пусть даже и в черепках, сохраняется практически вечно.



Краснофигурная роспись

Краснофигурная росписьГреческие вазописцы при создании орнаментов, декорировании керамических изделий применяли самые разнообразные краски. В ходу были белая, пурпурная и красно-бурая минеральные краски. Широко использовались и краски с меньшей прочностью, в настоящее время они имеют название акварель.

Применялась голубая, розовая, красная, серая, желтая акварель. Использовалась при росписи ваз более позднего периода и глина желтовато-коричневых оттенков, иногда наносившаяся высоким рельефом. Применяли ее в основном при нанесении орнаментов, различных надписей, изображении предметов обихода, оружия и отдельных, небольших деталей.