Способы отделки ангобами



Наиболее распространены следующие способы декоративной отделки ангобами: пастилаж, фляндровка и «мраморизация».

Пастилаж

В грушу или пластмассовый флакон набирают ангоб и, ориентируясь на линии вспомогательного рисунка, наносят на поверхность изделия. Там, где требуется провести тонкую линию, на грушу нажимают лишь слегка, там же, где линия должна быть толще, нажим усиливают. Самые тонкие линии узора выполняются пипеткой.

Фляндровка

Эта техника декоративной отделки применяется гончарами наиболее широко. Необыкновенная живописность отделки достигается очень простыми и остроумными приемами. Фляндровкой можно декорировать как высокую посуду (вазы, кувшины), так и широкую низкую, типа всевозможных блюд и тарелок.

Кувшин устанавливают на вращающуюся подставку. При вращении на посуду наносят разноцветные, соприкасающиеся друг с другом полоски ангоба. Продолжая вращать подставку, мастер рассекает нанесенные пояски острой деревянной палочкой или резиновой гребенкой, проводя этими инструментами сверху вниз через определенные промежутки. При смешении вязких слоев ангобов образуется оригинальный живописный узор.

Примерно так же фляндровка выполняется и на блюде. На вращающееся блюдо рожком или грушей наносят разноцветные круги. Затем на самый большой круг, на произвольном расстоянии друг от друга, выдавливают жирные капли ангоба. Каждую каплю острой палочкой сдвигают к середине блюда. Вместе с каплями смещаются и слои ангобов, образуя характерный узор, состоящий из так называемых «гребенцов».

Мраморизация

Этот способ декоративной отделки применялся на Руси в X—XII веках и сохранился до наших дней. Основан он на свободном растекании цветных ангобов по поверхности керамического изделия. Наиболее живописным рисунок узора получается в том случае, когда роспись ведется по сырому ангобному грунту. На поверхность изделия наносят толстым слоем всевозможные полосы, капли, кляксы, которые начинают тут же стекать по влажному фону вниз.

Гончар берет изделие в обе руки и, медленно поворачивая, наклоняет его то в одну сторону, то в другую. Иногда изделие слегка встряхивают. Переплетаясь и сливаясь, потеки ангобов образуют сложный рисунок, чем-то напоминающий текстуру мрамора, отсюда и название этого способа декорирования. Настоящий цвет у ангобов проявляется после обжига.

Многие из них имеют мягкую, приглушенную окраску, напоминая пастель или цветные мелки. Но если перед обжигом на ангобы был нанесен (после предварительной просушки) тонкий слой глазури, краски становятся сочными и яркими.

Также на сайте:



Смешивание с красителями

Выше нами указаны способы приготовления сырых, фриттованных и плавленых прозрачных глазурей и белых эмалей. Теперь мы опишем, как производится смешивание их с красителями для получения цветных глазурей и эмалей. Красителями могут служить: окиси красящих металлов, их соли (азотнокислая, сернокислая, хлористая и т. п.) и специально приготовляемые пигменты (красители).



Современное гончарство

Современное гончарствоСовременное гончарство немногим отличается от древнего производства керамики. Оно подразделяется на следующие стадии производства: поиск и заготовка исходного сырья; подготовка к формовке; изготовление формовочной массы; непосредственное конструирование изделий; обработка поверхности изделия; декорирование; придание изделиям прочности и влагонепроницаемости, сушка и обжиг изделия в печи.

Существуют два основных вида современных гончарных производств: заводы и производство керамики небольшими мастерскими.