Сплавление фритты



Сплавление, или, как говорят, варку, фритты производят в специальных ваннах для горшковых печах или в тиглях, помещаемых в обычные гончарные горны. Ванные печи отличаются высокой производительностью, их устанавливают в тех случаях, когда потребность в фритте относительно велика (75—100 т в год).

В ванной печи фритту варят следующим образом: через отверстие в боковой стенке подготовленную шихту засыпают в так называемую ванну печи. Ванна имеет гладкую подину, слегка наклоненную к центру, выложенную качественным огнеупорным кирпичом. По бокам ванна ограждена стенками печи, а спереди и сзади — невысокими барьерами, выложенными также из огнеупорного кирпича.

Загруженную шихту через боковое отверстие в стенке печи разгребают скребками по всей поверхности подины. Толщина слоя должна составлять около 20 см. Печные газы, попадая из топки под свод печи, нагревают содержимое ванны и уходят дальше по каналу в дымовую трубу. При достижении определенной температуры составные части шихты расплавляются и превращаются в довольно вязкую жидкость.

Готовность фритты определяют пробой. Для этого в расплавленную фритту опускают металлический стержень. Хорошо проваренная фритта образует на стержне стекловидный прозрачный слой. Стекая со стержня, фритта вытягивается, образуя длинные, тонкие нити.

Готовую фритту выгружают из ванны через боковое отверстие — летку, которая во время варки фритты закрывается специальной шамотной заслонкой.

Через летку фритту сливают в чан, предварительно наполненный водой. Попадая в воду, расплав быстро охлаждается, благодаря чему растрескивается на мелкие куски, или, как говорят, гранулирует. Такое дробление расплава облегчает в дальнейшем его размол.

Длительность варки фритты при установившейся работе печи, т. е. если печь нагрета при предшествующей плавке, колеблется в пределах от 4 до 6 часов.

Также на сайте:



Глушители для эмалей

В эмали употребляются те же материалы, что и в прозрачные глазури, а в качестве глушителей применяют:
Олово окись - непосредственно в виде чистой окиси очень редко применяется для введения в глазурь, так как во время сплавления эмали не происходит тонкого расщепления частиц, что влияет на белизну эмали. Чтобы равномернее распределить олово по всей массе эмали, его окисляют в «кальцину» или «спал» одновременно со свинцом, таким же способом как глет или сурик.



Окрашивание глины

В некоторых случаях для усиления естественного цвета глины применяются красители. Больше всего для окрашивания подходит глина белого цвета, так как она представляет собой нейтральную основу и не изменяет оттенков используемой краски. Разные типы глины можно окрашивать, применяя оксиды металлов и красители, используя их как основу для эмалей. Сама глиняная масса непрозрачна и нестекловидна.