Сплавление фритты



Сплавление, или, как говорят, варку, фритты производят в специальных ваннах для горшковых печах или в тиглях, помещаемых в обычные гончарные горны. Ванные печи отличаются высокой производительностью, их устанавливают в тех случаях, когда потребность в фритте относительно велика (75—100 т в год).

В ванной печи фритту варят следующим образом: через отверстие в боковой стенке подготовленную шихту засыпают в так называемую ванну печи. Ванна имеет гладкую подину, слегка наклоненную к центру, выложенную качественным огнеупорным кирпичом. По бокам ванна ограждена стенками печи, а спереди и сзади — невысокими барьерами, выложенными также из огнеупорного кирпича.

Загруженную шихту через боковое отверстие в стенке печи разгребают скребками по всей поверхности подины. Толщина слоя должна составлять около 20 см. Печные газы, попадая из топки под свод печи, нагревают содержимое ванны и уходят дальше по каналу в дымовую трубу. При достижении определенной температуры составные части шихты расплавляются и превращаются в довольно вязкую жидкость.

Готовность фритты определяют пробой. Для этого в расплавленную фритту опускают металлический стержень. Хорошо проваренная фритта образует на стержне стекловидный прозрачный слой. Стекая со стержня, фритта вытягивается, образуя длинные, тонкие нити.

Готовую фритту выгружают из ванны через боковое отверстие — летку, которая во время варки фритты закрывается специальной шамотной заслонкой.

Через летку фритту сливают в чан, предварительно наполненный водой. Попадая в воду, расплав быстро охлаждается, благодаря чему растрескивается на мелкие куски, или, как говорят, гранулирует. Такое дробление расплава облегчает в дальнейшем его размол.

Длительность варки фритты при установившейся работе печи, т. е. если печь нагрета при предшествующей плавке, колеблется в пределах от 4 до 6 часов.

Также на сайте:



Налепные украшения керамики

Украшение керамических изделий различными налепами имеет многотысячелетнюю историю. Техника его исполнения довольно проста. При лепке на влажное изделие вручную наносится рельефный декор из такой же глины.

Форма налепов может быть самой разной: в виде прямых, волнистых, зигзагообразных и прочих валиков, шишечек, конусов, фигурок людей и животных, растений и т. д. В некоторых случаях рельефные участки окрашивают в другие цвета, отличные от окраски поверхности керамики.



Гончарство в литературе

Попав на необитаемый остров, знаменитый герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо вскоре понял, что наладить нормальную жизнь без добротной глиняной посуды просто невозможно. Чтобы научиться делать более или менее сносную посуду, ему пришлось самостоятельно пройти весь путь, который прошло гончарное ремесло от древнейших времен до современности. Ведь он приступил к лепке посуды, имея смутное представление о работе с глиной.