Состав глазури



В состав глазури входят кремнезем и вещества, образующие стекло при сплавлении с кремнеземом. Существует много видов глазурей. В гончарном производстве до недавнего времени применяли исключительно так называемые свинцовые глазури. В них содержится обычно 65—71% окиси свинца и 29—35% кремнезема.

Свинец плавится при низкой температуре. Кроме того, он отличается большой способностью к образованию стеклообразных сплавов. Из материалов, содержащих свинец, для производства глазури используют свинцовый глет, свинцовый сурик, свинцовые белила, свинцовый блеск и отходы, в состав которых входит свинец (старые аккумуляторные решетки, бой хрустального стекла и т. п.).

Из материалов, содержащих кремнезем, в свинцовые глазури добавляют кварцевый песок, трепел и др. Температура плавления этих глазурей не выше 850°.

Свинцовые глазури в большей или меньшей степени ядовиты. Их вредное действие сказывается не только на рабочих, покрывающих изделия глазурью, но и на потребителях гончарных изделий. Известны случаи отравления пищевыми продуктами, которые хранились в гончарной посуде, покрытой свинцовой глазурью.

Менее ядовиты так называемые свинцово-борные глазури, в которых часть свинца заменена бурой или борной кислотой. Температура плавления их лежит в пределах 750—825°.

Применение свинцовых и свинцово-борных глазурей для покрытия гончарных изделий допускается только после испытаний их, которые производятся в соответствии с инструкцией Института гигиены.

По этой инструкции, гончарные изделия, покрытые свинцовой глазурью, погружают в 4-процентный раствор уксусной кислоты и кипятят в нем в течение 30 минут. Если содержание свинца в растворе, после удаления из него испытуемых изделий, окажется больше 2 мг на каждый литр емкости этих изделий, то глазурь нельзя использовать в гончарном производстве.

К безвредным глазурям относятся так называемые борные, безборные и бессвинцовые глазури. Важнейшей составной частью борных глазурей является бура или борная кислота.

Борная глазурь имеет, примерно, следующий состав (в %):
Соды кальцинированной - 20;
Мела - 13;
Кварцевого песка - 49;
Борной кислоты - 18.

В гончарном производстве борные глазури применяются редко, так как бура и борная кислота — дорогие материалы.

Безборные и бессвинцовые глазури не содержат дорогих и дефицитных материалов. Однако они слишком сильно расширяются при нагревании. Это является причиной массового цека при обжиге. Кроме того, при содержании в глазури свыше 20% соды на отглазурованных изделиях сразу же после обжига или через несколько дней появляется белый налет.

Ряд наших институтов и лабораторий ведет исследовательскую работу по улучшению качества бессвинцовых и безборных глазурей.

Чтобы получить цветную глазурь, к обычной бесцветной глазури прибавляют небольшое количество красителя.

В гончарном производстве употребляют преимущественно следующие красители:
- окись кобальта, придающую глазури синий цвет;
- окись меди, придающую глазури зеленый, бирюзовый и красный цвета;
- окись хрома, придающую глазури зеленый цвет;
- окись железа, придающую глазури желтый и коричневый цвета;
- окись марганца, придающую глазури коричневый и фиолетовый цвета.

К тонко размолотому порошку бесцветной глазури прибавляют от 1 до 10% одного из этих красителей. От количества введенного красителя зависит цвет глазури. Точное количество красителя, необходимое для получения нужного цвета глазури, определяется опытным путем. Иногда, помимо красителей, к глазури для получения требуемого оттенка добавляют и некоторые другие вещества. Например, к окиси кобальта или меди добавляют 1—5% окиси цинка, сообщающей глазури красивый оттенок.

Также на сайте:



Цвет глазури с хромом

На интенсивность красного цвета при кристаллическом строении глазури очень сильно влияет быстрота остывания горна. Можно рекомендовать, если позволяет черепок и размеры изделия, после спада в горне красного накала, брать вещи щипцами и погружать их в воду. На очень пористом черепке из кристаллического коралла глазурь сильно впитывается черепком, отчего получается шероховатая поверхность почти из одних кристаллов глазури, а цвет бледнеет.



Развитие гончарного круга

При ручной лепке сосудов подставку, на которой они стоят, необходимо время от времени поворачивать. Для облегчения вращения подставки какой-то безвестный гончар догадался укрепить ее на оси. Вскоре он приметил, что при быстром вращении подставки сосудам можно придавать более правильную форму. Но легкая подставка довольно быстро останавливалась после раскручивания, и, чтобы увеличить инерцию вращения, ее стали делать более массивной — из твердой древесины, обожженной глины и камня. Так, вероятно, появился ручной гончарный круг.