Состав глазури



В состав глазури входят кремнезем и вещества, образующие стекло при сплавлении с кремнеземом. Существует много видов глазурей. В гончарном производстве до недавнего времени применяли исключительно так называемые свинцовые глазури. В них содержится обычно 65—71% окиси свинца и 29—35% кремнезема.

Свинец плавится при низкой температуре. Кроме того, он отличается большой способностью к образованию стеклообразных сплавов. Из материалов, содержащих свинец, для производства глазури используют свинцовый глет, свинцовый сурик, свинцовые белила, свинцовый блеск и отходы, в состав которых входит свинец (старые аккумуляторные решетки, бой хрустального стекла и т. п.).

Из материалов, содержащих кремнезем, в свинцовые глазури добавляют кварцевый песок, трепел и др. Температура плавления этих глазурей не выше 850°.

Свинцовые глазури в большей или меньшей степени ядовиты. Их вредное действие сказывается не только на рабочих, покрывающих изделия глазурью, но и на потребителях гончарных изделий. Известны случаи отравления пищевыми продуктами, которые хранились в гончарной посуде, покрытой свинцовой глазурью.

Менее ядовиты так называемые свинцово-борные глазури, в которых часть свинца заменена бурой или борной кислотой. Температура плавления их лежит в пределах 750—825°.

Применение свинцовых и свинцово-борных глазурей для покрытия гончарных изделий допускается только после испытаний их, которые производятся в соответствии с инструкцией Института гигиены.

По этой инструкции, гончарные изделия, покрытые свинцовой глазурью, погружают в 4-процентный раствор уксусной кислоты и кипятят в нем в течение 30 минут. Если содержание свинца в растворе, после удаления из него испытуемых изделий, окажется больше 2 мг на каждый литр емкости этих изделий, то глазурь нельзя использовать в гончарном производстве.

К безвредным глазурям относятся так называемые борные, безборные и бессвинцовые глазури. Важнейшей составной частью борных глазурей является бура или борная кислота.

Борная глазурь имеет, примерно, следующий состав (в %):
Соды кальцинированной - 20;
Мела - 13;
Кварцевого песка - 49;
Борной кислоты - 18.

В гончарном производстве борные глазури применяются редко, так как бура и борная кислота — дорогие материалы.

Безборные и бессвинцовые глазури не содержат дорогих и дефицитных материалов. Однако они слишком сильно расширяются при нагревании. Это является причиной массового цека при обжиге. Кроме того, при содержании в глазури свыше 20% соды на отглазурованных изделиях сразу же после обжига или через несколько дней появляется белый налет.

Ряд наших институтов и лабораторий ведет исследовательскую работу по улучшению качества бессвинцовых и безборных глазурей.

Чтобы получить цветную глазурь, к обычной бесцветной глазури прибавляют небольшое количество красителя.

В гончарном производстве употребляют преимущественно следующие красители:
- окись кобальта, придающую глазури синий цвет;
- окись меди, придающую глазури зеленый, бирюзовый и красный цвета;
- окись хрома, придающую глазури зеленый цвет;
- окись железа, придающую глазури желтый и коричневый цвета;
- окись марганца, придающую глазури коричневый и фиолетовый цвета.

К тонко размолотому порошку бесцветной глазури прибавляют от 1 до 10% одного из этих красителей. От количества введенного красителя зависит цвет глазури. Точное количество красителя, необходимое для получения нужного цвета глазури, определяется опытным путем. Иногда, помимо красителей, к глазури для получения требуемого оттенка добавляют и некоторые другие вещества. Например, к окиси кобальта или меди добавляют 1—5% окиси цинка, сообщающей глазури красивый оттенок.

Также на сайте:



Техника окрашивания

В зависимости от техники декорирования при окрашивании используются различные инструменты. Кисти имеют разную величину и форму, бывают синтетическими или из натурального волоса. В зависимости от качества кисти получаются разнообразные декоративные эффекты.

Кисти с очень тонким кончиком предназначены для техники украшения кантом, при которой выполняются тонкие цветные полоски. Более толстые кисти используются для заполнения углублений или для техники тиснения. После работы всегда рекомендуется тщательно мыть кисти водой с мылом.



Символика русской печи

Дом, жилище в представлении наших предков были повторением мира. Потолок простирался над избой, как небо, подполье казалось подземным царством, устье печи напоминало то древний алтарь со священным огнём, то вход в ад. Мир казался чужим и страшным, а дом обжитым и своим. Чтобы снаружи не влетела в дом нечистая сила, двери крестили – рисовали мелом или сажей кресты, а окна закрывали ставнями. Нельзя было находиться на границе между тем и этим миром – сидеть на пороге, здороваться или прощаться через порог.