Роспись надглазурными красками



Надглазурные керамические краски продаются в виде тонкотертого порошка, который состоит из окислов металла и флюса. Окислы металлов определяют цвет красок, а флюс служит закрепителем. Под действием высокой температуры флюсы оплавляются и накрепко приваривают окислы металлов к глазури.

Фарфоровые изделия для росписи можно купить в магазине. В продаже бывает так называемая несортовая посуда, которая в большинстве случаев не имеет росписи — чашки, подносы, блюдца, тарелки. Наиболее часто любительскую роспись выполняют на блюдцах и тарелках, которые служат потом настенными украшениями. Середину тарелки, точнее ее дно, принято называть зеркалом, а края — бортами. Узкую полоску, нанесенную на борт тарелки, называют отводкой.

Непосредственно перед росписью сухие краски смешивают со скипидарным маслом на отдельных палитрах — это стеклянные пластинки размером примерно 10х15 см. Снизу к каждой пластинке подклейте белую бумагу, чтобы краски хорошо различались на светлом фоне. На стеклянную палитру насыпьте небольшое количество краски, добавьте немного скипидарного масла и перемешайте его с краской шпателем до получения вязкой кашицы. Шпатель можно сделать из тонкой стальной линейки, но некоторые краски вступают в реакцию с металлом и загрязняются, поэтому лучше использовать для шпателя рог или пластмассу.

Скипидарное масло приготовьте из терпентинного скипидара, применяемого как растворитель в масляной живописи. Налейте в блюдечко скипидар и поставьте в теплое место. Дней через десять он загустеет и превратится в так называемое скипидарное масло. Но вам понадобится и сам скипидар — он используется, когда нужно во время росписи разбавить краску пожиже.

Краски на фарфор лучше наносить без предварительного вспомогательного рисунка. Но если композиция сложная, основные контуры рисунка наносите на поверхность фарфора графитным карандашом. Чтобы карандаш не скользил, слегка смочите фарфор скипидаром. Когда скипидар подсохнет, карандаш будет оставлять на фарфоре четкий след.

Если нужно выполнить одинаковую роспись сразу на нескольких фарфоровых предметах, изготовьте из фольги трафарет. На дощечку из мягкой древесины положите лист фольги, а сверху кнопками прикрепите эскиз. Острой иглой наколите по контурам рисунка отверстия. Теперь уберите эскиз, а фольгу наложите на поверхность фарфорового изделия и припорошите измельченным древесным углем или графитом, предварительно насыпав его в марлевый тампон. Появившийся на поверхности фарфора пунктирный рисунок обведите карандашом.

Тарелку или блюдце расписывайте, держа их в левой руке снизу или положив на стол и подставив сверху специальную скамеечку, на которую опирается рука с кистью. Чтобы провести по борту тарелки отводку, нужно применять турнетку — диск, вращающийся в горизонтальной плоскости, укрепленный на краю стола. Если же вы захотите расписать кафельные плитки, сделайте деревянную подставку в виде наклонного щитка.

Если вы имеете некоторый опыт в живописи масляными, акварельными или другими красками, то знаете, что согласно закону оптического смешения цветов синяя краска, например, положенная тонким прозрачным слоем на желтую краску, становится зеленой, желтая на красную — оранжевой, а красная на синюю — фиолетовой. Но чаще всего нужный цвет получают путем непосредственного смешивания красок на палитре.

Художник постоянно в процессе работы видит результаты своего труда и уверен, что найденные цветовые сочетания останутся после окончания работы неизменными. Всех этих преимуществ лишен живописец-керамист, которому приходится работать почти вслепую. Цветовые сочетания, полученные при смешении сырых керамических красок, после обжига могут резко измениться. Поэтому, расписывая фарфор, нужно предвидеть те цветовые эффекты, которые получатся после обжига. Но такое предвидение станет обычным только при большой практике. А начинающим намного облегчат работу справочные плитки.

На кафельную плитку нанесите мазками имеющиеся у вас надглазурные краски и обожгите в муфельной печи. На эту же плитку нанесите те же краски и в той же последовательности, но эти краски обжигать уже не нужно. Такая таблица всегда пригодится во время росписи — она дает возможность сравнивать краски до обжига и после. На другой плитке проведите имеющимися красками вертикальные полосы. Когда они немного подсохнут, в той же последовательности проведите перекрывающие их горизонтальные полосы. Плитку обожгите.

В местах пересечения цветных полосок получатся смешанные цвета. По ним вы можете судить, какой цвет получится, если смешать две соответствующие краски. Учтите, что краски одного названия, но изготовленные на разных заводах, часто имеют совершенно различные цветовые оттенки, поэтому нужно стараться применять одни и те же краски, тщательно, шаг за шагом изучая их свойства.

Также на сайте:



Сушка керамики

Процесс сушки требует особого внимания: если сушка проводится неправильно, увеличивается вероятность того, что изделие разобьется или деформируется. Испарение воды происходит сначала с поверхности изделия, а затем внутри глиняной массы. Чтобы не создавалось напряжение и не образовывались трещины, необходимо следить за тем, чтобы процесс протекал постепенно и равномерно.

Сушка проводится в подходящей среде и на ровной поверхности, которые должны соответствовать следующим ее этапам:



Символика русской печи

Дом, жилище в представлении наших предков были повторением мира. Потолок простирался над избой, как небо, подполье казалось подземным царством, устье печи напоминало то древний алтарь со священным огнём, то вход в ад. Мир казался чужим и страшным, а дом обжитым и своим. Чтобы снаружи не влетела в дом нечистая сила, двери крестили – рисовали мелом или сажей кресты, а окна закрывали ставнями. Нельзя было находиться на границе между тем и этим миром – сидеть на пороге, здороваться или прощаться через порог.