Роспись ангобами



Ангоб — это глина, разведенная до консистенции сметаны. Цветными ангобами расписывают изделия, имеющие самое разнообразное назначение: посуду, подсвечники, броши, кулоны, бусы и многое другое. Ангобы различных цветов можно получить двумя способами. Первый способ — подобрать природные глины, которые после обжига окрашиваются в разные цвета. Натуральные ангобы имеют приглушенную окраску.

Цвет их в основном теплый: красно- оранжевый (кирпичный), красно-коричневых, серый, желтый и др. Смешивая натуральные ангобы между собой, можно получить множество тончайших оттенков. К ним нужно прибавить еще беложгущуюся глину. Приобрести глины, имеющие разнообразную натуральную окраску, довольно трудно, к тому же в их палитре отсутствуют холодные цвета — синие и зеленые, а также черный. Поэтому гончары просто- напросто окрашивают белую глину в нужный цвет солями металлов.

При добавлении в беложгущуюся глину оксида хрома или хромпика получают зеленый (травяной) цвет, оксида кобальта или хлористого кобальта — синий, оксида железа — красный и коричневый, оксида меди или медного купороса — бирюзовый.

Для окраски ангобов можно использовать гуашевые краски, красящим веществом которых являются оксиды металлов, например кобальт синий, кобальт зеленый и окись хрома. Для окраски глины в желтый и коричневый цвета может вполне подойти оксид железа в виде окалины, снятой с поверхности железной трубы самовара или садовой печки. При необходимости гончары самостоятельно могли извлечь из металла оксиды.

Чтобы получить оксид меди, в глиняный горшок кладут красную медную проволоку или обрезки листовой меди (латунь и бронзу применять нельзя). Горшок закрывают крышкой и ставят в печь вместе с обжигаемой посудой. Когда печь остынет, обожженную медь толкут в горшке колотушкой, чтобы образовавшаяся под влиянием высокой температуры окалина осыпалась на дно.

Окалину высыпают в стеклянную банку, а оставшуюся проволоку и медные обрезки пережигают еще несколько раз при каждой очередной топке печи. Медь пережигают до тех пор, пока она полностью не превратится в окалину, то есть в оксид меди. Таким же способом специально пережигают железо.

Полученные оксиды тщательно перетирают фарфоровым пестиком на матовом стекле, просеивают через мелкое сито и только после этого смешивают с белой глиной. Чтобы получился зеленый (травяной) цвет, на 100 г белой глины требуется 6 г оксида хрома или 8 г хромпика, для синего — 4 г оксида кобальта или 12 г хлористого кобальта, для коричневого — 12—18 г оксида железа, для бирюзового — 8 г оксида меди или 16 г медного купороса.

Готовые ангобы часто имеют неопределенную окраску, и трудно поверить, что после обжига они приобретают конкретный, ярко выраженный цвет. Чтобы не перепутать ангобы при росписи, необходимо на посуде, где они будут храниться, сделать надписи с указанием цвета.

Цветные ангобы наносят на поверхность изделия кистью, рожком, воронкой, резиновой грушей, пластмассовым пузырьком и пипеткой. Рожки изготавливают из коровьего рога или лепят из глины, а затем обжигают. Воронку сгибают из куска жести, картона, пропитанного олифой, и т. п.

На конце воронки и рожка предусматривают небольшое отверстие, в которое вставляют соломину, птичье перо или трубочку (например, от стержня шариковой авторучки). Воронка менее удобна, чем рожок, поскольку в процессе росписи трубочку время от времени приходится затыкать. Благодаря естественному изгибу рожка ангоб из него не выливается, когда он находится на подставке. Подача ангоба из рожка регулируется степенью его наклона.

Подставку для рожков можно слепить из глины, благо она у гончара всегда под рукой. Делается это так. Сначала лепят трехгранный брусок, затем берут в руки рожок и поочередно вдавливают сверху. При этом в бруске образуются чашеобразные углубления, в которые надежно можно вкладывать рожки во время росписи. Чтобы каждый раз не делать подставку, ее можно обжечь. Так же, как и рожки, используются резиновые груши, пипетки и пластмассовые флаконы. Но старые гончары считают, что они более удобны, чем воронки и рожки.

Роспись ангобами производится до обжига, когда изделие находится в кожетвердом состоянии. Оно уже подсохло, но еще содержит достаточно влаги. Именно это обеспечивает наиболее прочное сцепление ангобов с его поверхностью. Роспись выполняют либо непосредственно на изделии, либо после предварительной грунтовки белым ангобом. Грунт наносят на изделие широкой кистью. После грунтовки глине дают слегка подсохнуть, а затем приступают к росписи.

Также на сайте:



Лепка из пластин

Из глиняных пластин, имеющих одинаковую толщину, лепят изделия, имеющие в основном плоские поверхности. Для раскатывания пластин можно приспособить обычную хозяйственную скалку, фотовалик и даже бутылку. Добиться на глазок одинаковой толщины пластины при раскатывании обычно бывает довольно сложно. Но если под скалку подложить рейки соответствующей толщины, то раскатанная пластина будет иметь не только равномерную толщину, но и ровную гладкую поверхность. Чтобы направляющие рейки не смещались во время работы, их прибивают к доске мелкими гвоздями.



Античная керамика

История керамики начинается с незапамятных времен и непосредственно связана с историей человека. Первые глиняные сосуды появились в эпоху неолита, когда кочевники перешли к оседлому образу жизни и им понадобились предметы обихода для длительного хранения продуктов. Со временем люди научились обжигать глиняную посуду на огне, что сделало ее прочной и водонепроницаемой. К этому же времени относятся и первые свидетельства об украшении глиняных сосудов.