Получение глазури



Глазурь, все составные части которой нерастворимы в воде, приготовляют обычно по так называемому сырому способу. Составные части глазури измельчают, затем смешивают. В результате получается глазурь, вполне пригодная для нанесения на поверхность изделий. Глазури, приготовляемые по такому способу, называются сырыми.

Глазури, в состав которых входят вещества, растворяющиеся в воде, по сырому способу приготовить невозможно. Если такие глазури размолоть и в смеси с водой нанести на поверхность изделий, то нерастворимые в воде вещества останутся на поверхности, а растворимые вместе с водой проникнут в поры черепка. В результате при обжиге изменится состав глазури и на поверхности изделий не образуется стекловидный глазурный слой.

Чтобы, составные части глазури, растворимые в воде, остались в глазурном слое, все материалы сначала смешивают в сухом состоянии, затем смесь сплавляют, или, как говорят, фриттуют. Глазури, приготовленные по этому способу, называются фриттованными.

Большая часть гончарных глазурей содержит вещества, растворимые в воде. Так, в борных и свинцово-борных глазурях в воде растворяются бура или борная кислота, а в бессвинцовых и безборных глазурях в воде растворяются сода, поташ, селитра и другие вещества. Поэтому все такие глазури нужно предварительно фриттовать.

Свинцовые глазури не растворяются в воде. Однако, они обязательно должны подвергаться фриттованию, которое в значительной мере ослабляет вредное влияние свинцовых глазурей на человеческий организм. Фритту, в зависимости от ее состава, сплавляют при температуре 950—1250°.

Входящие в состав фритты материалы, прежде всего, отделяют от посторонних примесей и тщательно высушивают. Затем кусковые материалы (полевой шпат, мел, крупные кристаллы буры или соды) размалывают на ревунах или дробят в ступке и размалывают на ручном жернове.

Чем тоньше размолоты материалы, входящие в состав фритты, тем лучше они сплавляются при фриттовании. К тому же тонко размолотые частицы сплавляются при значительно более низкой температуре, чем крупные частицы. Размолотые материалы должны проходить без остатка через сито с 250 отверстиями на площади в 1 см2.

Однородность фритты зависит также от того, насколько тщательно перемешаны ее составные части. Хорошие результаты получаются при смешении материалов для фритты в так называемой «пьяной бочке». «Пьяная бочка» представляет собой деревянный или металлический бочонок, сквозь донья которого проходит вал. Места пересечения вала с доньями несколько смещены в разные стороны от центральной оси бочонка. Благодаря этому при вращении бочонка загруженная в него шихта хорошо перемешивается.

Также на сайте:



Добавление кобальта

Примесь кобальта для ярких цветов в эти глазури достаточна в количестве 0,5% (на 100 г глазури 0,5% окиси кобальта), при 1% получается очень густой цвет, переходящий в черный, при добавлении более 3% окиси кобальта он выступает на поверхности глазури черно-графитным налетом. Особенно ярка эта глазурь, когда кобальт введен в предварительно сплавленную или фриттованную глазурь. Вообще кобальт вводится в глазурь сырую или после сплавления, или же плавится с глазурью.



Роспись ангобами

Ангоб — это глина, разведенная до консистенции сметаны. Цветными ангобами расписывают изделия, имеющие самое разнообразное назначение: посуду, подсвечники, броши, кулоны, бусы и многое другое. Ангобы различных цветов можно получить двумя способами. Первый способ — подобрать природные глины, которые после обжига окрашиваются в разные цвета. Натуральные ангобы имеют приглушенную окраску.