Получение глазури



Глазурь, все составные части которой нерастворимы в воде, приготовляют обычно по так называемому сырому способу. Составные части глазури измельчают, затем смешивают. В результате получается глазурь, вполне пригодная для нанесения на поверхность изделий. Глазури, приготовляемые по такому способу, называются сырыми.

Глазури, в состав которых входят вещества, растворяющиеся в воде, по сырому способу приготовить невозможно. Если такие глазури размолоть и в смеси с водой нанести на поверхность изделий, то нерастворимые в воде вещества останутся на поверхности, а растворимые вместе с водой проникнут в поры черепка. В результате при обжиге изменится состав глазури и на поверхности изделий не образуется стекловидный глазурный слой.

Чтобы, составные части глазури, растворимые в воде, остались в глазурном слое, все материалы сначала смешивают в сухом состоянии, затем смесь сплавляют, или, как говорят, фриттуют. Глазури, приготовленные по этому способу, называются фриттованными.

Большая часть гончарных глазурей содержит вещества, растворимые в воде. Так, в борных и свинцово-борных глазурях в воде растворяются бура или борная кислота, а в бессвинцовых и безборных глазурях в воде растворяются сода, поташ, селитра и другие вещества. Поэтому все такие глазури нужно предварительно фриттовать.

Свинцовые глазури не растворяются в воде. Однако, они обязательно должны подвергаться фриттованию, которое в значительной мере ослабляет вредное влияние свинцовых глазурей на человеческий организм. Фритту, в зависимости от ее состава, сплавляют при температуре 950—1250°.

Входящие в состав фритты материалы, прежде всего, отделяют от посторонних примесей и тщательно высушивают. Затем кусковые материалы (полевой шпат, мел, крупные кристаллы буры или соды) размалывают на ревунах или дробят в ступке и размалывают на ручном жернове.

Чем тоньше размолоты материалы, входящие в состав фритты, тем лучше они сплавляются при фриттовании. К тому же тонко размолотые частицы сплавляются при значительно более низкой температуре, чем крупные частицы. Размолотые материалы должны проходить без остатка через сито с 250 отверстиями на площади в 1 см2.

Однородность фритты зависит также от того, насколько тщательно перемешаны ее составные части. Хорошие результаты получаются при смешении материалов для фритты в так называемой «пьяной бочке». «Пьяная бочка» представляет собой деревянный или металлический бочонок, сквозь донья которого проходит вал. Места пересечения вала с доньями несколько смещены в разные стороны от центральной оси бочонка. Благодаря этому при вращении бочонка загруженная в него шихта хорошо перемешивается.

Также на сайте:



Кастовость гончаров

Ранние пласты мифологии человечества нашли свое отражение в Библии. Согласно одному из вариантов происхождения человека бог создал Адама из «праха земното» и «дыхания жизни». Сосуд часто ассоциировался с частями человеческого тела. Именно этим объясняются многие термины, обозначающие его отдельные части: «горло», «ручка», «шейка», «тулово».

Многим керамическим сосудам, как уже упоминалось, придавались антропоморфные или зооморфные черты. Гончарное дело у большинства народов на протяжении тысячелетий вызывало особые эмоции, так как считалось связанным с божественной силой или откровением.



Угольный муфель

Для обжига, изделий, покрытых цветными глазурями или эмалями, применяются большей частью печи периодического действия. Эти печи после каждого обжига остывают вместе с товаром, разгружаются, потом нагружаются новым товаром, после чего снова начинается обжиг. Они подразделяются на два вида: первый — печи открытого огня или, как их называют, „горны", а вторые — муфельные печи. В горнах пламя из топок проходит через камеру, где помещены изделия, и непосредственно соприкасается с ними.