Получение глазури



Глазурь, все составные части которой нерастворимы в воде, приготовляют обычно по так называемому сырому способу. Составные части глазури измельчают, затем смешивают. В результате получается глазурь, вполне пригодная для нанесения на поверхность изделий. Глазури, приготовляемые по такому способу, называются сырыми.

Глазури, в состав которых входят вещества, растворяющиеся в воде, по сырому способу приготовить невозможно. Если такие глазури размолоть и в смеси с водой нанести на поверхность изделий, то нерастворимые в воде вещества останутся на поверхности, а растворимые вместе с водой проникнут в поры черепка. В результате при обжиге изменится состав глазури и на поверхности изделий не образуется стекловидный глазурный слой.

Чтобы, составные части глазури, растворимые в воде, остались в глазурном слое, все материалы сначала смешивают в сухом состоянии, затем смесь сплавляют, или, как говорят, фриттуют. Глазури, приготовленные по этому способу, называются фриттованными.

Большая часть гончарных глазурей содержит вещества, растворимые в воде. Так, в борных и свинцово-борных глазурях в воде растворяются бура или борная кислота, а в бессвинцовых и безборных глазурях в воде растворяются сода, поташ, селитра и другие вещества. Поэтому все такие глазури нужно предварительно фриттовать.

Свинцовые глазури не растворяются в воде. Однако, они обязательно должны подвергаться фриттованию, которое в значительной мере ослабляет вредное влияние свинцовых глазурей на человеческий организм. Фритту, в зависимости от ее состава, сплавляют при температуре 950—1250°.

Входящие в состав фритты материалы, прежде всего, отделяют от посторонних примесей и тщательно высушивают. Затем кусковые материалы (полевой шпат, мел, крупные кристаллы буры или соды) размалывают на ревунах или дробят в ступке и размалывают на ручном жернове.

Чем тоньше размолоты материалы, входящие в состав фритты, тем лучше они сплавляются при фриттовании. К тому же тонко размолотые частицы сплавляются при значительно более низкой температуре, чем крупные частицы. Размолотые материалы должны проходить без остатка через сито с 250 отверстиями на площади в 1 см2.

Однородность фритты зависит также от того, насколько тщательно перемешаны ее составные части. Хорошие результаты получаются при смешении материалов для фритты в так называемой «пьяной бочке». «Пьяная бочка» представляет собой деревянный или металлический бочонок, сквозь донья которого проходит вал. Места пересечения вала с доньями несколько смещены в разные стороны от центральной оси бочонка. Благодаря этому при вращении бочонка загруженная в него шихта хорошо перемешивается.

Также на сайте:



Развитие гончарного круга

При ручной лепке сосудов подставку, на которой они стоят, необходимо время от времени поворачивать. Для облегчения вращения подставки какой-то безвестный гончар догадался укрепить ее на оси. Вскоре он приметил, что при быстром вращении подставки сосудам можно придавать более правильную форму. Но легкая подставка довольно быстро останавливалась после раскручивания, и, чтобы увеличить инерцию вращения, ее стали делать более массивной — из твердой древесины, обожженной глины и камня. Так, вероятно, появился ручной гончарный круг.



Обжиг в гончарных горнах

Обжиг в гончарных горнах керамических изделийСамыми совершенными конструкциями для обжига керамики стали многокамерные гончарные горны. Гончарный горн представляет собой специализированное устройство с двумя или несколькими камерами.

Одна из них представляла собой топочную, т. е. место, куда помещалось и где сжигалось топливо. Другие предназначались для размещения изделий.