Получение глазури



Глазурь, все составные части которой нерастворимы в воде, приготовляют обычно по так называемому сырому способу. Составные части глазури измельчают, затем смешивают. В результате получается глазурь, вполне пригодная для нанесения на поверхность изделий. Глазури, приготовляемые по такому способу, называются сырыми.

Глазури, в состав которых входят вещества, растворяющиеся в воде, по сырому способу приготовить невозможно. Если такие глазури размолоть и в смеси с водой нанести на поверхность изделий, то нерастворимые в воде вещества останутся на поверхности, а растворимые вместе с водой проникнут в поры черепка. В результате при обжиге изменится состав глазури и на поверхности изделий не образуется стекловидный глазурный слой.

Чтобы, составные части глазури, растворимые в воде, остались в глазурном слое, все материалы сначала смешивают в сухом состоянии, затем смесь сплавляют, или, как говорят, фриттуют. Глазури, приготовленные по этому способу, называются фриттованными.

Большая часть гончарных глазурей содержит вещества, растворимые в воде. Так, в борных и свинцово-борных глазурях в воде растворяются бура или борная кислота, а в бессвинцовых и безборных глазурях в воде растворяются сода, поташ, селитра и другие вещества. Поэтому все такие глазури нужно предварительно фриттовать.

Свинцовые глазури не растворяются в воде. Однако, они обязательно должны подвергаться фриттованию, которое в значительной мере ослабляет вредное влияние свинцовых глазурей на человеческий организм. Фритту, в зависимости от ее состава, сплавляют при температуре 950—1250°.

Входящие в состав фритты материалы, прежде всего, отделяют от посторонних примесей и тщательно высушивают. Затем кусковые материалы (полевой шпат, мел, крупные кристаллы буры или соды) размалывают на ревунах или дробят в ступке и размалывают на ручном жернове.

Чем тоньше размолоты материалы, входящие в состав фритты, тем лучше они сплавляются при фриттовании. К тому же тонко размолотые частицы сплавляются при значительно более низкой температуре, чем крупные частицы. Размолотые материалы должны проходить без остатка через сито с 250 отверстиями на площади в 1 см2.

Однородность фритты зависит также от того, насколько тщательно перемешаны ее составные части. Хорошие результаты получаются при смешении материалов для фритты в так называемой «пьяной бочке». «Пьяная бочка» представляет собой деревянный или металлический бочонок, сквозь донья которого проходит вал. Места пересечения вала с доньями несколько смещены в разные стороны от центральной оси бочонка. Благодаря этому при вращении бочонка загруженная в него шихта хорошо перемешивается.

Также на сайте:



Пробы глазурей

Для взятия проб глазурей должны всегда иметься готовые плитки (сырые и обожженные) размером 18х18 см и 6х6 см. Плитки больших размеров разделяются на четыре равных квадрата. На первый квадрат наносится первая проба цветной глазури. На второй квадрат наносят ту же цветную глазурь, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Третий квадрат покрывают цветной эмалью (50% в эмали белой плюс 50% прозрачной глазури плюс краситель), а на четвертую плитку наносят эту же цветную эмаль, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Процентные отношения эмали и глазури можно изменять.



Декорирование ангобом

В гончарном производстве наиболее распространен способ декорирования при помощи ангобов. Ангоб — это масса, основными составными частя которой являются белая жирная глина, мел и песок. Этой массой покрывают поверхность изделий до обжига.

Глина, идущая на приготовление ангоба, должна быть более жирной, чем глина, идущая на выработку самых изделий, в массу для изготовления ангоба полезно добавлять 10% молотого стеклянного порошка. Все составные части ангоба должны быть тщательно измельчены и просеяны через сито с 4900 отверстиями на 1 см2.