Отделка керамики



Существует множество способов отделки керамики. Один из древних способов — лощение — очень прост. Поверхность подсохшего изделия натирают любым гладким предметом, уплотняя верхний слой глины до появления блеска. После обжига блеск становится сильнее. Лощеную посуду можно смело использовать в хозяйстве, так как она достаточно влагоустойчива.

На Руси лощеную посуду с декоративной целью дополнительно подвергали чернению. Для этого в конце обжига в печь бросали какое-нибудь дымящее топливо, например вар. Впитывая дым, сосуды становились черными, сохраняя блеск. Есть еще один способ чернения посуды. Раскаленную керамику бросают в опилки или в рубленую солому. Остывая, она приобретает черный цвет.

Широко применяют в керамике способ декорирования жидкими глинами — ангобами. Если украшаемое изделие изготовлено из красножгущейся глины, то ангобы приготавливают из беложгущейся глины. Глину разводят до густоты сметаны и наносят на изделие кистью или резиновой грушей.

Добавляя в глину окислы металлов, можно получить разноцветные ангобы. Сернокислый кобальт дает синий цвет, перекись марганца — коричневый, окись хрома — зеленый, окись никеля — желтый, окись железа — красный, смесь окисей хрома, марганца и кобальта — черный.

Окрашивать керамику можно непосредственно окислами металлов без добавления жидкой глины. Управление в керамике различными оттенками цвета — сложная задача, и только в результате многочисленных проб можно ее решить. Сделайте из керамической облицовочной плитки своеобразную палитру. Нанесите на нее мазки разных ангобов, запишите, в каких пропорциях и какие окислы вы добавляли, затем обожгите в печи. Таких плиток можно сделать несколько. Они будут необходимым справочным материалом при подборе нужных цветов.

Яркий декоративный эффект дает техника сграффито. Слегка подсохшее глиняное изделие полностью или частично покрывают слоем ангоба. После того как ангоб загустеет, но не потеряет пластичности, стеком выскабливают нужный рисунок, обнажая нижний, более темный слой глины. До сих пор археологи находят в поселениях древнего человека отдельные черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстиль-орнаментом — отпечатками грубых тканей и сетей.

Штампованный орнамент можно попробовать выполнить с помощью деревянных штампиков, предварительно вырезав на дереве различные элементы узора.

Обжигать глину удобно в муфельной печи. В печь загружают изделия, предварительно просушенные в течение пяти-шести дней при комнатной температуре. В печи под действием высокой температуры глина теряет связанную с ней воду и становится влагоустойчивой и прочной. Обжигают глину примерно около трех часов. Обожженную, но не покрытую глазурью глину называют терракотой. По окончании обжига печь выключают и изделия остывают прямо в печи.

Мы уже говорили, что покрытые непрозрачной глухой глазурью (эмалью) изделия из гончарной глины называются майоликой. Непосредственно по сырой глазури производится роспись керамическими красками. О работе с керамическими красками вы можете более подробно прочитать на с. 179.

Чтобы сделать посуду водонепроницаемой, внутренние и внешние поверхности изделия покрывают прозрачной глазурью (поливой). Глазурь тонким слоем покрывает керамическое изделие, делая краски и ангобы яркими и сочными. Известен народный способ приготовления глазури. Разогревают на огне бутылочное стекло и бросают его в холодную воду. Стекло покрывается мельчайшими трещинами и легко рассыпается. В ступке стекло перетирают в порошок, разводят в жидком растворе клейстера. Изделие поливают этим составом и дают просохнуть, после чего снова загружают в печь. (Когда будете толочь стекло, не забудьте надеть на глаза защитные очки!) Изделие выдерживают в печи до тех пор, пока на его поверхности не появится блестящая пленка.

В некоторых случаях глазурь на керамических изделиях можно имитировать. Всевозможные украшения, мелкую декоративную скульптуру и настенные плиты вполне допустимо покрывать вместо трудоемкой глазури различными лаками.

Также на сайте:



Обработка после формовки

При изготовлении декоративных, или так называемых майоликовых, изделий способ обработки после формовки несколько изменяется. У декоративных изделий после формовки на гончарном кругу слегка стачивают верхнюю часть. Затем изделия направляют на 3 дня для подсушки, или по другому "изделия подвяливают". Изделия должны быть подсушены настолько, чтобы в глину сравнительно легко вдавливался ноготь, но при надавливании пальцами на ней ре оставалось никаких следов.



Современная керамика

В современном искусстве все ярче проявляется общее для всех художников стремление к разнообразию используемых материалов.

Керамисты в своей работе ориентируются как на традиции, так и на новые концепции, используя все средства, которые могут быть полезны для воплощения их творческой идеи в жизнь. Так, многие мастера при декорировании керамических изделий экспериментируют с такими материалами, как стекло, металл, пластмасса, а иногда даже обращаются к иным видам искусства, например к фотографии.