Нанесение глазури



Высушенные изделия перед нанесением глазури необходимо тщательно очистить от пыли. На запыленные изделия глазурь плохо ложится, на их поверхности образуются плешины. Кроме того, на пыльной поверхности глазурь свертывается в крупные капли, и изделия получаются с бугорками на поверхности, или так называемой сборкой глазури. Изделия можно покрывать глазурью мокрым или сухим способами.

настоящее время наиболее распространен мокрый способ. Сухой способ применяется при выработке изделий из малопластичных и сильно запесоченных глин. Такие изделия, покрытые жидкой глазурью, быстро размокают и деформируются. В случае применения мокрого способа порошок глазури смешивают с водой, примерно, до густоты сливок.

Частицы глазури образуют при этом с водой мутную жидкость, называемую суспензией. Чтобы можно было точно определить густоту, или, как говорят, плотность, глазури, пользуются ареометром. Это весьма простой прибор для определения плотности любых жидкостей.

Ареометр представляет собой стеклянную трубку с расширением в нижней части. В этой части ареометра помещен груз (дробь или ртуть). Верхняя его часть снабжена шкалой. Шкала разделена, на градусы. При погружении в испытуемую жидкость ареометр, благодаря наличию груза, устанавливается в ней в вертикальном положении. Плотность определяется по делению шкалы, приходящемуся на уровне жидкости. На гончарные изделия можно наносить глазурь плотностью 42-46°.

Чтобы глазурь не так быстро оседала на дно, к ней следует добавлять небольшое количество глины (5—10%). Много глины добавлять нельзя, потому что глазурный слой может получиться со сборками. Хорошо также добавлять к глазури уксус, соляную кислоту или поваренную соль. Количество добавляемой кислоты или соли колеблется в пределах 0,1—0,5% и определяется опытным путем. Глазурь при покрывании ею изделий необходимо все время перемешивать.

При мокром способе покрытия глазурью, изделия впитывают в себя воду, а твердые частицы глазури пристают к их поверхности, образуя слой толщиной в 1—1,5 мм. Наружную поверхность изделий докрывают глазурью, погружая их в бак с глазурной суспензией или поливая их этой суспензией.

При погружении изделие надо держать за те места, где не нужна глазурь. Поврежденный слой глазури можно аккуратно подправить кисточкой. При поливке изделие следует держать левой рукой, а правой - поливать из ковша так, чтобы на ней образовался равномерный слой глазури.

Для покрытия глазурью внутренней поверхности изделия в него наливают глазурной суспензии и осторожно повертывают, чтобы глазурь равномерно распределилась по стенкам и дну, излишек суспензии выливают. Ни в коем случае нельзя захватывать неглазурованные изделия жирными руками, так как из-за этого на поверхности при глазуровке могут остаться плешины. Расход глазури на 1000л посуды составляет 15—19 кг.

После глазурования необходимо очистить глазурь ножом с тех мест, которыми изделия будут соприкасаться друг с другом при садке в обжигательную печь. Если не счистить -глазурь в этих местах, то при обжиге изделия могут после расплавления глазури слипнуться, что приведет к значительному браку.

Чтобы устранить возможность слипания изделий при обжиге, можно также места, где не должно быть глазури, смазать до глазуровки мазутом, смесью керосина с олифой или парафином. К смазанным местам глазурь не будет приставать. Этот способ рекомендуется применять только при поливании изделий глазурью. При погружении применять его не следует, так как, от постоянного погружения в глазурную суспензию смазанных изделий в нее попадает жир.

Также на сайте:



Ангобирование

Для нанесения на изделия ангоб должен быть разведен настолько, чтобы он был несколько гуще сметаны. Изделия обливают жидким ангобом. Эта операция называется ангобированием. На ангобирование следует направлять подсушенные изделия. Перед поливкой ангобом их надо обтереть влажной губкой или мягкой тряпкой. После ангобирования изделия должны быть направлены в сушку, затем покрыты бесцветной глазурью. С помощью цветных ангобов гончарные изделия можно покрывать различными рисунками.



Кастовость гончаров

Ранние пласты мифологии человечества нашли свое отражение в Библии. Согласно одному из вариантов происхождения человека бог создал Адама из «праха земното» и «дыхания жизни». Сосуд часто ассоциировался с частями человеческого тела. Именно этим объясняются многие термины, обозначающие его отдельные части: «горло», «ручка», «шейка», «тулово».

Многим керамическим сосудам, как уже упоминалось, придавались антропоморфные или зооморфные черты. Гончарное дело у большинства народов на протяжении тысячелетий вызывало особые эмоции, так как считалось связанным с божественной силой или откровением.