Краски для росписи керамики



Окрашивание осуществляется с помощью красителей: красок, пигментов и оксидов металлов.
Оксидные красители. Используются для придания цвета эмалям, глазури и глиняному тесту.

Краски. Предназначены специально для росписи керамики, так как кроме красящей основы обязательным компонентом их состава является флюс, который способствует закреплению краски на поверхности керамического изделия и придает ей блеск. Палитра оттенков очень широка при обжиге при низких температурах (900-920С), но она значительно сокращается при более высоких температурах.

Виды покрытия

В керамике существуют три основных вида покрытия:

Ангоб. Это жидкая глина, разведенная до консистенции сметаны. Натуральные ангобы имеют приглушенную окраску. Цвет их в основном теплый: красно-коричневый, кирпичный, желтый. Но для получения большего разнообразия оттенков добавляются оксиды металлов или другие красители.

Эмаль. Представляет собой матовое покрытие, белое или окрашенное, предназначенное для того, чтобы скрыть естественный цвет глины. Имеет стеклообразную природу.
Глазурь. Это прозрачное покрытие, которое плавится при низких температурах.

Подготовка красителей

Готовые красители. В продаже имеются краски, предназначенные для различных техник декорирования и любых температур. Они представлены в широкой гамме цветов. Красители продаются в виде порошка. Эти краски можно смешивать.

Краски керамиста. Многие керамисты предпочитают сами приготавливать краски, что позволяет сделать более разнообразной колористическую гамму. Для приготовления красок необходимо хорошее знание химического состава сырья, свойств оксидов и умение правильно рассчитывать пропорциональное содержание компонентов в краске.

Оксиды. В основе приготовления большинства красителей и эмалей лежит использование оксидов. Основные цвета могут изменяться при взаимодействии оксидов и других веществ, содержащихся в глиняном тесте, во время обжига.

Синие и голубые цвета: оксид кобальта, обладает наибольшей окрашивающей способностью. При взаимодействии с щелочами (калий) дает интенсивный синий цвет. Боросиликаты придают зеленоватые оттенки.

Зеленые цвета: оксид меди придает эмалям, содержащим свинец, зеленый цвет, а эмалям, содержащим щелочи, бирюзовый. Его содержание варьируется от 1,5 до 3% в эмалях для низких температур, а для высокотемпературного обжига требуется 2,5- 5%. Не растворим в воде. Оптимальные условия для обжига красок с содержанием меди - это быстрый и равномерный подъем температуры в окисляющей среде. Травяной цвет получается при добавлении оксида хрома.

Желтые, коричневые и красные оттенки: оксид железа в эмалях, в составе которых есть свинец, при процентном содержании этого оксида 2-3% получается золотистый цвет, в эмалях, содержащих щелочи, - бежевый цвет.

Кадмий в сочетании с селеном дает красные и оранжевые цвета при средних температурах обжига. Желтый цвет: оксид серебра или, лучше, нитрата серебра.

Черные и коричневые цвета: оксид марганца. При 2%-ном содержании дает коричневый цвет с фиолетовым отливом, при большем процентном содержании образует черный цвет с металлическим отливом; если в составе высокое содержание щелочи, получается фиолетовый цвет.

Также на сайте:



Приготовление пластины

Пластина - это основа для создания изделий как плоских, так и объемных, которая используется для получения интересных декоративных эффектов. Существуют различные способы приготовления пластины. Наилучший способ - это раскатывание пластины вручную.

Перебивание глины. Чтобы приготовить плоскую пластину из глины, с обеих сторон промните глину несколько раз руками (запястьями) или побейте кулаком. Держа пластину на весу, слегка растяните ее. Приподнимите пластину и отбейте ее о рабочую поверхность стола несколько раз с обеих сторон.



Замачивание глины или шихты

Если гончарное предприятие не отмучивает глину или шихту, то до промера их направляют на замачивание. Если отмученная глина или шихта сильно просушены, то до промеса их тоже нужно замачивать.

Замачивание можно производить в простом деревянном чану. Воду лучше всего заливать при помощи лейки. Степень влажности определяется на ощупь. Если при сжатии комка замоченной глины тесто оказывается достаточно мягким и в то же время не прилипает к руке, то это означает, что воды добавлено достаточно. Если же масса слишком влажна, то тесто прилипает к руке.