Инструменты для росписи
Основной инструмент при выполнении надглазурной росписи — кисть. Наиболее подходящие кисти — из беличьего волоса. Выбирая кисти, следите, чтобы у них были равномерно вытянутые и острые кончики. Нужно иметь беличьи кисти нескольких номеров. Во время работы кладите кисти на подставку из жести или дерева. После окончания росписи не забывайте вымыть кисти в скипидаре, затем, смазав их слегка скипидарным маслом, заострите кончики и поставьте в вазочку.
Кроме того, в надглазурной живописи применяют иногда гравировальный резачок и иглу. Резачком делают всевозможные просветы в росписи, обнажая белую фарфоровую основу. Гравировальная игла тоже предназначена для выполнения просветов, но более тонких. Этими же инструментами удаляют пыль и соринки, случайно попавшие на роспись.
Пока надглазурная роспись еще не обожжена, свежие неудавшиеся участки можно легко стереть тряпкой, смоченной скипидаром. Засохшую живопись можно удалить спиртом или одеколоном.
После окончания росписи надглазурные краски нужно подвергнуть закрепительному обжигу в муфельной печи. Наиболее распространены учебные муфельные печи ПМ-8 с предельной температурой нагрева 900°С. Габаритные размеры рабочей камеры 190х 120x300 мм. Следовательно, в такой печи можно обжигать тарелки, диаметр которых не превышает 190 мм. Как пользоваться печью, подробно описано в инструкции, прилагаемой к ней.
Закрепительный обжиг надглазурных красок нужно производить при температуре, не превышающей 850° С. Нагрев должен быть постепенным, иначе краски могут вскипеть.
От недожога краски становятся матовыми, а от пережога могут перегореть и обесцветиться, поэтому оптимальное время обжига (обычно от 1,5 до 2,5 ч, не считая времени нагрева и остывания) нужно найти для ваших красок опытным путем. Закончив обжиг, выключите печь и дайте медленно остынуть, не открывая ее и не вынимая изделий. От быстрого охлаждения в красочном слое появится множество мельчайших трещин.
После закрепительного обжига посуда не боится влаги и высокой температуры, противостоит воздействию слабых кислот, поэтому ее можно смело применять в хозяйстве — она будет не только радовать глаз, но и надежно служить.
Не огорчайтесь, если вам не удастся купить керамические надглазурные краски или воспользоваться муфельной печью. Настенные тарелки, например, можно расписывать и так называемым холодным способом — обычными масляными красками или жидким калийным стеклом, подкрашенным акварельными красками из тюбиков. Обжиг, как вы уже догадались, в этом случае не нужен, но пользоваться такими изделиями по прямому назначению нельзя — они будут чисто декоративными.
По внешнему виду тарелки, расписанные холодным способом, почти не отличаются от расписанных керамическими красками. Высохнув, краски довольно прочно держатся на поверхности фарфора. Чтобы повесить декоративную тарелку на стену, вырежьте из куска кожи петлю и клеем БФ-2 приклейте ее к донышку.
Также на сайте:
Лепка из цельного куска глиныПрежде чем приступить к лепке из глиняной массы, необходимо четко представить себе образ будущего изделия, который нередко подсказан самим куском глины. Речь идет о скульптурной и объемной лепке. Существуют два способа формообразования: пластический, с помощью прибавления материала (лепка), и скульптурный, за счет удаления лишнего материала. Керамика может подойти для этих обоих способов. Скульптура вообще и скульптура из керамики, в частности, подразделяется на: |
Лепка из куска глиныВ зависимости от степени влажности из целого куска глины можно либо вытягивать, либо вырезать самые различные сосуды. Эти древнейшие способы формовки, порой считающиеся примитивными, не только используются народными мастерами в разных уголках земного шара, к ним неизбежно прибегают художники-керамисты, если требуется создать уникальный сосуд сложной формы. |