Горшковые печи



В горшковых печах фритту варят в тиглях, или, как них называют, горшках, установленных непосредственно на поду печи. Такие печи можно устанавливать в небольших глазурных мастерских. Печные газы из топки через каналы в ее своде попадают в камеру. Под камеры покоится непосредственно на своде топки. Благодаря наличию каналов в своде под представляет собой решетку. На решетчатом поду, пользуясь лазом в боковой стенке камеры печи, устанавливают горшок.

Во время варки фритты лаз закладывается огнеупорным кирпичом и промазывается глиной, шихта засыпается в горшок через лаз. После расплавления шихты и определения ее готовности фритту через тот же лаз вычерпывают из горшка металлическим ковшом и выливают в чан с водой.

Горшковые печи строят также на 2—3 и более горшков. В этом случае можно одновременно варить фритты, различные по составу или по цвету, но плавящиеся при одной и той же температуре. Горшки для плавки фритты необходимо готовить из качественной глины, имеющей высокую температуру правления. Температура плавления глины, применяемой для изготовления горшков, должна быть, по крайней мере, на 300° выше температуры плавления фритты.

Если, например, фритта плавится при 1000—1050°, то для изготовления горшков можно применить тугоплавкие глины, типа гжельских, с температурой плавления 1300—1350°. При более высоких температурах плавления фритты необходимо» применять огнеупорные глины.

Для формования горшков пластичную огнеупорную или тугоплавкую глину отощают добавкой 50% шамота из той же глины. Шамот придает горшку большую устойчивость по отношению к резким колебаниям температуры. Кроме того, благодаря прибавлению шамота уменьшается возможность появления трещин при сушке и обжиге отформованного горшка.

Для получения шамота надо предварительно обжечь глину. Лучше обжигать ее при температуре, равной температуре плавления данной фритты. В крайнем случае, глину можно обжигать в гончарном горне одновременно с гончарными изделиями. Обожженную глину необходимо раздробить на бегунах или в ступке и просеять сначала через густое сито (не менее 400 отверстий на 1 см2) для удаления пыли, уменьшающей прочность горшка, а затем через сито с наибольшей величиной отверстий в 3 мм.

Необожженную глину тщательно перемешивают с шамотом из расчета 1 кг шамота на 1 кг глины. В образовавшуюся смесь, вливают воду в количестве, необходимом дли получения рабочего теста. Из обработанной на глиномялке или вручную массы формуют горшки обычным способом.

Также на сайте:



Керамика и искусство

Особое место в истории человечества занимают керамические произведения искусства - архитектурные украшения различных зданий и сооружений, монументальная и малая скульптура, глиптика, декоративно-прикладное искусство и др.

Из глубокой древности до нас дошли чрезвычайно стойкие к воздействию времени глиняные шедевры, многие из которых составляют золотой фонд культурного наследия человечества.

Во всех без исключения музеях мира (в первую очередь краеведческих и художественных) хранятся разнообразные великолепные изделия, созданные мастерами гончарного искусства разных эпох.



Процесс восстановления

В основном этот процесс обработки глазурей заключается в том, что окиси металлов, введенные в глазурь для окраски ее, теряют свой кислород (полностью или частично) и получают вид мельчайших частиц металла, вплавленных в стекло. Введение этих окислов возможно также и не при приготовлении глазурей, а в виде паров, оседающих на поверхности глазури, где они и восстанавливаются.