Фриттование в горшках



В гончарных мастерских, не располагающих специальными печами для варки фритты, можно фриттовать глазурь в горшках, устанавливаемых непосредственно в гончарный горн. Фриттование глазури, как правило, производится при температуре более высокой, чем температура обжига гончарных изделий. Поэтому горшок с шихтой необходимо поставить в наиболее горячее место горна, лучше всего в топку. Горшок, надо установить в такое место топки, где он не будет поврежден при загрузке топлива.

В горне во время варки фритты может одновременно производиться обжиг гончарных изделий. После охлаждения горна горшок вынимают из топки и сплавившуюся лазурь выбивают из него молотком. Крупные куски глазури должны быть предварительно раздроблены в ступе, затем размолоты и просеяны.

Глазурь можно размалывать на обычных жерновах или в шаровых мельницах. Шаровая мельница представляет собой цилиндрический барабан, вращающийся на валах, укрепленных в центрах днищ барабана. Материал насыпают в барабан через люк, снабженный плотно завинчиваемой крышкой.

В барабане материал размалывается кремневой галькой или фарфоровыми шарами. При медленном вращении барабана (не более 50 оборотов в минуту) шары перемещаются один относительно другого, перетирая находящийся между ними материал. Кроме того, часть шаров, прижимаясь при вращении к стенкам барабана, падает сверху на загруженный материал и раздробляет его.

Чтобы предохранить стенки барабана от быстрого износа, их изнутри выкладывают кирпичом из кварцита или фарфора. Материал в шаровых мельницах следует размалывать по мокрому способу. При мокром помоле в барабан мельницы добавляют воды.

Длительность помола глазури в описанной шаровой мельнице — от 10 до 48 часов. Чем тоньше помол глазури и больше мельница, тем больше времени требуется на помол.
После помола пробу порошка пропускают через контрольное сито с 4900 отверстиями 1 см2. Остаток на сите не должен превышать 0,5%. Если проба на контрольном сите дала положительные результаты, то для ускорения просева глазурь можно пропустить через сито с 1200—1600 отверстиями на 1 см2.

Большинство гончарных мастерских получает глазурь в готовом виде. Поэтому они лишены возможности производить в ее составе, какие бы то ни было серьезные изменения. К тому же для подгонки глазури к черепку требуются работники высокой квалификации.

Поэтому в тех случаях, когда небольшой гончарной мастерской, не имеющей техника-керамика, нужно подогнать глазурь к черепку, следует поручить это дело ближайшей керамической лаборатории или институту. Подгонка черепка к глазури тоже является сложной задачей. Можно рекомендовать лишь некоторые мероприятия по подгонке черепка к получаемым гончарными предприятиями глазурям.

Преобладающий недостаток этих глазурей — цек. Для уменьшения цека следует вводить в шихту мелкозернистый кварцевый песок или запесоченную глину. В некоторых случаях цек уменьшается благодаря повышению температуры обжига изделий. Лучше всего добавлять к гончарной глине до 20% молотого известняка, извести, молотого мела, доломита, а также определенное количество мергелистой глины. Наиболее выгодно добавлять мергелистые глины.

Также на сайте:



Маточный капп

Модели, имеющие форму тел вращения, изготовляются на обычных гончарные кругах, остальные модели приходится изготовлять вручную. Модели делают из гипса с помощью клюшек, пилы, ножа, цикли. Готовую модель надо высушить и покрыть специальной смазкой, состоящей из 15% мыла, 13% гарного масла и 72% воды.

Затем нужно изготовить так называемый маточный капп, который является моделью самой гипсовой формы. Для изготовления каппа модель помещают на горизонтальную площадку внутри металлической обичайки (круга) и в таком положении заливают гипсом.



Глазури восстановительного огня

В керамическом производстве при обжиге изделий принято различать два характера огня: окислительный и восстановительный. Окислительный огонь (окислительная атмосфера) большую роль он играет при получении цветных майоликовых глазурей. Разберем теперь немного детальнее, что такое восстановительный огонь.