Фриттование в горшках
В гончарных мастерских, не располагающих специальными печами для варки фритты, можно фриттовать глазурь в горшках, устанавливаемых непосредственно в гончарный горн. Фриттование глазури, как правило, производится при температуре более высокой, чем температура обжига гончарных изделий. Поэтому горшок с шихтой необходимо поставить в наиболее горячее место горна, лучше всего в топку. Горшок, надо установить в такое место топки, где он не будет поврежден при загрузке топлива.
В горне во время варки фритты может одновременно производиться обжиг гончарных изделий. После охлаждения горна горшок вынимают из топки и сплавившуюся лазурь выбивают из него молотком. Крупные куски глазури должны быть предварительно раздроблены в ступе, затем размолоты и просеяны.
Глазурь можно размалывать на обычных жерновах или в шаровых мельницах. Шаровая мельница представляет собой цилиндрический барабан, вращающийся на валах, укрепленных в центрах днищ барабана. Материал насыпают в барабан через люк, снабженный плотно завинчиваемой крышкой.
В барабане материал размалывается кремневой галькой или фарфоровыми шарами. При медленном вращении барабана (не более 50 оборотов в минуту) шары перемещаются один относительно другого, перетирая находящийся между ними материал. Кроме того, часть шаров, прижимаясь при вращении к стенкам барабана, падает сверху на загруженный материал и раздробляет его.
Чтобы предохранить стенки барабана от быстрого износа, их изнутри выкладывают кирпичом из кварцита или фарфора. Материал в шаровых мельницах следует размалывать по мокрому способу. При мокром помоле в барабан мельницы добавляют воды.
Длительность помола глазури в описанной шаровой мельнице — от 10 до 48 часов. Чем тоньше помол глазури и больше мельница, тем больше времени требуется на помол.
После помола пробу порошка пропускают через контрольное сито с 4900 отверстиями 1 см2. Остаток на сите не должен превышать 0,5%. Если проба на контрольном сите дала положительные результаты, то для ускорения просева глазурь можно пропустить через сито с 1200—1600 отверстиями на 1 см2.
Большинство гончарных мастерских получает глазурь в готовом виде. Поэтому они лишены возможности производить в ее составе, какие бы то ни было серьезные изменения. К тому же для подгонки глазури к черепку требуются работники высокой квалификации.
Поэтому в тех случаях, когда небольшой гончарной мастерской, не имеющей техника-керамика, нужно подогнать глазурь к черепку, следует поручить это дело ближайшей керамической лаборатории или институту. Подгонка черепка к глазури тоже является сложной задачей. Можно рекомендовать лишь некоторые мероприятия по подгонке черепка к получаемым гончарными предприятиями глазурям.
Преобладающий недостаток этих глазурей — цек. Для уменьшения цека следует вводить в шихту мелкозернистый кварцевый песок или запесоченную глину. В некоторых случаях цек уменьшается благодаря повышению температуры обжига изделий. Лучше всего добавлять к гончарной глине до 20% молотого известняка, извести, молотого мела, доломита, а также определенное количество мергелистой глины. Наиболее выгодно добавлять мергелистые глины.
Также на сайте:
Техника ангобаПроисхождение ангоба теряется в древнейшей истории, когда первобытный человек заметил, что в природе встречаются глины различного цвета, которые можно использовать для украшения сосудов, блюд и скульптур. состоит в покрытии поверхности еще сырого (необожженного) изделия слоями жидкой разноцветной глины. Благодаря этой технике изделия приобретают матовую и шероховатую по сравнению с эмалью поверхность. Выберите рисунок для переноса при помощи кальки на поверхность изделия, используя метод распыления или маску. |
Керамика и искусствоОсобое место в истории человечества занимают керамические произведения искусства - архитектурные украшения различных зданий и сооружений, монументальная и малая скульптура, глиптика, декоративно-прикладное искусство и др. Из глубокой древности до нас дошли чрезвычайно стойкие к воздействию времени глиняные шедевры, многие из которых составляют золотой фонд культурного наследия человечества. Во всех без исключения музеях мира (в первую очередь краеведческих и художественных) хранятся разнообразные великолепные изделия, созданные мастерами гончарного искусства разных эпох. |