Фритта и кристаллическая глазурь



Фритта. Это стеклообразный материал, который получается при плавлении массы и ее быстром охлаждении. Термический удар «поджаривает» стекло, которое разбивается на осколки. Частицы стекла затем перемалываются в порошок. Фритта находит широкое применение в покрытиях керамической облицовки, как в сочетании с глазурями, так и самостоятельно, благодаря ряду свойств:
- понижает точку плавления глазурей. Фритованные глазури расплавляются при температуре более низкой, чем сырые глазури того же состава;
- переводит глазурные водные суспензии в нерастворимое состояние;
- почти все фритты легко окрашиваются оксидами металлов или красителями, которые добавляются в сухом виде в порошок из стекловидного материала. Затем эта смесь подвергается плавлению при температуре выше 900 °С.

Фритты перемалываются для получения так называемых цветных кристалликов или непрозрачных эмалей (блестящих, белых или цветных). Фритта используется также в неокрашенном и прозрачном виде как основной компонент для глазури. В мире стекла это один из исходных материалов для скульптурных работ, выполненных в технике стеклянной пасты.

Кристаллическая глазурь. Речь идет о стекловидном и прозрачном покрытии, которое плавится при низкой температуре. Может быть блестящей, непрозрачной или с кракелюрами.

Применяется для повышения декоративного эффекта уже нанесенного покрытия (нижнего слоя), а также для придания водонепроницаемости керамической поверхности. Для этого глазурь должна соответствовать глиняному тесту. Во время обжига в глиняной массе расширяются поры, которые заполняются стеклообразным веществом покрытия.

Оба материала сплавляются во время охлаждения. В случае, если глиняная основа восстанавливается быстрее, чем вещество покрытия, глазурь не сможет закрепиться на поверхности, что приведет к ее отделению. Если глазурь восстанавливается быстрее, образуются кракелюры. В состав кристаллической глазури входит свинец или борная щелочь.

Также на сайте:



История изразца

Русское изразцовое искусство – одна из замечательных отраслей народного творчества. Изразцовые декоры, выполненные из отдельных изразцов или многоизразцовых клейм и фризов, создавали яркие цветовые акценты на фасадах храмов и светских зданий, придавали им живописность, праздничность и нарядность. Во второй четверти XIII века смерч монголо-татарского нашествия обрушился на русский край. Разрушенные княжества, ослабленные усобицами города сопротивлялись яростно, но были смяты полчищами Батыя. Русский народ оказался под тяжким ярмом. Борьба длилась столетия.



Гончарство в России

Занимались гончарством целыми семьями, селами и даже округами. Чаще всего крестьяне занимались гончарным ремеслом в свободное от сельскохозяйственных работ время: осенью и зимой. Специальных помещений в большинстве случаев у гончаров не было, работали в жилых или хозяйственных помещениях.

Здесь готовили глину (распаривали, сушили и мяли), жгли свинец, варили краски. В избах же формовали и сушили посуду. Нередко готовые керамические изделия обжигали в домашних русских печах. Выходы сырья искали по разным приметам, например, по растительности. Места добычи называли глинищами.