Фритта и кристаллическая глазурь



Фритта. Это стеклообразный материал, который получается при плавлении массы и ее быстром охлаждении. Термический удар «поджаривает» стекло, которое разбивается на осколки. Частицы стекла затем перемалываются в порошок. Фритта находит широкое применение в покрытиях керамической облицовки, как в сочетании с глазурями, так и самостоятельно, благодаря ряду свойств:
- понижает точку плавления глазурей. Фритованные глазури расплавляются при температуре более низкой, чем сырые глазури того же состава;
- переводит глазурные водные суспензии в нерастворимое состояние;
- почти все фритты легко окрашиваются оксидами металлов или красителями, которые добавляются в сухом виде в порошок из стекловидного материала. Затем эта смесь подвергается плавлению при температуре выше 900 °С.

Фритты перемалываются для получения так называемых цветных кристалликов или непрозрачных эмалей (блестящих, белых или цветных). Фритта используется также в неокрашенном и прозрачном виде как основной компонент для глазури. В мире стекла это один из исходных материалов для скульптурных работ, выполненных в технике стеклянной пасты.

Кристаллическая глазурь. Речь идет о стекловидном и прозрачном покрытии, которое плавится при низкой температуре. Может быть блестящей, непрозрачной или с кракелюрами.

Применяется для повышения декоративного эффекта уже нанесенного покрытия (нижнего слоя), а также для придания водонепроницаемости керамической поверхности. Для этого глазурь должна соответствовать глиняному тесту. Во время обжига в глиняной массе расширяются поры, которые заполняются стеклообразным веществом покрытия.

Оба материала сплавляются во время охлаждения. В случае, если глиняная основа восстанавливается быстрее, чем вещество покрытия, глазурь не сможет закрепиться на поверхности, что приведет к ее отделению. Если глазурь восстанавливается быстрее, образуются кракелюры. В состав кристаллической глазури входит свинец или борная щелочь.

Также на сайте:



Виды орнамента

Со временем символический смысл тех или иных узоров постепенно отходил на второй план, а затем иногда и забывался. Начиная с эпохи Средневековья, все большую роль играет декоративная или эстетическая функция орнамента. С технологической точки зрения орнамент на керамической посуде делится на три большие группы: графический, скульптурный и расписной.



Окрашивание глины

Для того чтобы придать глине тот или иной цвет, можно воспользоваться разными способами. Наиболее распространенными являются внесение красящих веществ под давлением и подмешивание их в глину рукой.

Перед тем как окрашивать большие массы, необходимо произвести пробные эксперименты. В качестве пробника для эксперимента необходимо использовать несколько кусочков предварительно подготовленной глиняной смеси, имеющих вес примерно по 100 грамм.