Фритта и кристаллическая глазурь



Фритта. Это стеклообразный материал, который получается при плавлении массы и ее быстром охлаждении. Термический удар «поджаривает» стекло, которое разбивается на осколки. Частицы стекла затем перемалываются в порошок. Фритта находит широкое применение в покрытиях керамической облицовки, как в сочетании с глазурями, так и самостоятельно, благодаря ряду свойств:
- понижает точку плавления глазурей. Фритованные глазури расплавляются при температуре более низкой, чем сырые глазури того же состава;
- переводит глазурные водные суспензии в нерастворимое состояние;
- почти все фритты легко окрашиваются оксидами металлов или красителями, которые добавляются в сухом виде в порошок из стекловидного материала. Затем эта смесь подвергается плавлению при температуре выше 900 °С.

Фритты перемалываются для получения так называемых цветных кристалликов или непрозрачных эмалей (блестящих, белых или цветных). Фритта используется также в неокрашенном и прозрачном виде как основной компонент для глазури. В мире стекла это один из исходных материалов для скульптурных работ, выполненных в технике стеклянной пасты.

Кристаллическая глазурь. Речь идет о стекловидном и прозрачном покрытии, которое плавится при низкой температуре. Может быть блестящей, непрозрачной или с кракелюрами.

Применяется для повышения декоративного эффекта уже нанесенного покрытия (нижнего слоя), а также для придания водонепроницаемости керамической поверхности. Для этого глазурь должна соответствовать глиняному тесту. Во время обжига в глиняной массе расширяются поры, которые заполняются стеклообразным веществом покрытия.

Оба материала сплавляются во время охлаждения. В случае, если глиняная основа восстанавливается быстрее, чем вещество покрытия, глазурь не сможет закрепиться на поверхности, что приведет к ее отделению. Если глазурь восстанавливается быстрее, образуются кракелюры. В состав кристаллической глазури входит свинец или борная щелочь.

Также на сайте:



Постройка печи

Постройка собственной печи требует больших знаний и ответственности от гончара: поиск материалов, подготовка составляющих частей, предварительные расчеты температуры и, наконец, трепетный момент первого зажигания.

Печь на опилках



Сушка и обжиг керамики

После формовки керамики, независимо от ее способа наступает этап просушки. Глиняные изделия следует сушить в помещении, где нет сквозняков. Большие вещи или сосуды необходимо время от времени переворачивать вверх и вниз дном. Иногда просушка даже небольших керамических изделий требует нескольких дней. Однако обжигать керамику до полного высыхания не следует.

Если вы пока не располагаете специальными устройствами, предназначенными для термической обработки керамических изделий, можно попытаться обжечь их на обычном костре.