Фритта и кристаллическая глазурь



Фритта. Это стеклообразный материал, который получается при плавлении массы и ее быстром охлаждении. Термический удар «поджаривает» стекло, которое разбивается на осколки. Частицы стекла затем перемалываются в порошок. Фритта находит широкое применение в покрытиях керамической облицовки, как в сочетании с глазурями, так и самостоятельно, благодаря ряду свойств:
- понижает точку плавления глазурей. Фритованные глазури расплавляются при температуре более низкой, чем сырые глазури того же состава;
- переводит глазурные водные суспензии в нерастворимое состояние;
- почти все фритты легко окрашиваются оксидами металлов или красителями, которые добавляются в сухом виде в порошок из стекловидного материала. Затем эта смесь подвергается плавлению при температуре выше 900 °С.

Фритты перемалываются для получения так называемых цветных кристалликов или непрозрачных эмалей (блестящих, белых или цветных). Фритта используется также в неокрашенном и прозрачном виде как основной компонент для глазури. В мире стекла это один из исходных материалов для скульптурных работ, выполненных в технике стеклянной пасты.

Кристаллическая глазурь. Речь идет о стекловидном и прозрачном покрытии, которое плавится при низкой температуре. Может быть блестящей, непрозрачной или с кракелюрами.

Применяется для повышения декоративного эффекта уже нанесенного покрытия (нижнего слоя), а также для придания водонепроницаемости керамической поверхности. Для этого глазурь должна соответствовать глиняному тесту. Во время обжига в глиняной массе расширяются поры, которые заполняются стеклообразным веществом покрытия.

Оба материала сплавляются во время охлаждения. В случае, если глиняная основа восстанавливается быстрее, чем вещество покрытия, глазурь не сможет закрепиться на поверхности, что приведет к ее отделению. Если глазурь восстанавливается быстрее, образуются кракелюры. В состав кристаллической глазури входит свинец или борная щелочь.

Также на сайте:



Печные эмали

Эмали отличаются от глазурей тем, что они совершенно непрозрачны и сквозь них не видно цвета черепка изделия. По своему назначению эмали можно подразделить на две группы. Первая группа белых эмалей для печных изразцов, а вторая группа - белые и цветные эмали для декоративных изделий. Это подразделение на две группы вызывается тем, что к эмалям на печные изразцы предъявляется ряд требований, с которыми можно частично не считаться, приготовляя декоративные эмали.

Требования эти следующие:
- эмаль должна быть безукоризненно белого цвета, без синевы;



Роспись фарфора

Восемь столетий назад португальцы впервые привезли из Китая в Европу фарфор. Белоснежная, тонкостенная и очень прочная посуда, декорированная изящной восточной росписью, покорила европейцев. Ничего подобного делать в то время в Европе не умели. Необыкновенный успех фарфора не давал покоя европейским керамистам.