Усадка глины



Подвергнув изделие после сушки обжигу, можно убедиться, что при обжиге объем глины тоже уменьшается. Уменьшение объема глины во время обжига называют огневой усадкой, или просто усадкой.

При обжиге изделий глина сначала не дает усадки. Примерно, до 400° наблюдается только незначительное уменьшение веса глины. Нагрев выше 400° уменьшает вес глины уже очень сильно. При этом из глины выделяется так называемая конституционная вода.

Кроме, того, от действия высокой температуры выгорают органические примеси. Глина прекращается в черепок, утрачивая при этом свою пластичность и способность размокать в воде.

По мере дальнейшего нагрева отдельные частицы глины начинают постепенно расплавляться. Раньше всего расплавляются частицы полевого шпата и слюды. Они называются поэтому плавнями.

В результате плавления частицы глины начинают сближаться друг с другом — глина дает усадку. Наконец, наступает такой момент, когда поры почти совсем исчезают. Глина, как говорят, спекается.

Для каждой глины существует определенная предельная температура, до которой усадка по мере нагревания все возрастает. Выше предельной температуры объем глины остается неизменным или даже начинает увеличиваться. В последнем случае глина вспучивается, покрывается пузырями.

Таким образом, при обжиге усадка глины происходит только до известной температуры. Поэтому при определении величины усадки обязательно нужно указывать температуру, при которой производился обжиг образцов. Величину усадки можно определить тем же способом, что и величину усушки.

Также на сайте:



Глазури с кобальтом

Красителями для получения цветных глазурей или эмалей служат окислы, соли или специально приготовленные пигменты следующих металлов-красителей: кобальта, меди, марганца, хрома, железа, сурьмы, урана, золота, никеля, платины, иридия, титана и серебра.

Кобальт, независимо от состава и температуры плавления глазурей, окрашивает их в синие цвета. Материалы, посредством которых вводят кобальт в глазурь следующие.



Гладкие изразцы

В первой четверти XVIII века в русском изразцовом искусстве появились большие новшества: начали изготавливать гладкие живописные изразцы. Инициатива изготовления их принадлежала Петербургу. Петр I, начиная строить заложенный им в 1703 году город, принимает личное участие в организации производства печных изразцов нового типа. Дельфтская расписная керамика, с которой он познакомился во время своего путешествия в Голландию, должна была, по его настойчивым требованиям, заменить древние многоцветные изразцы.