Усадка глины



Подвергнув изделие после сушки обжигу, можно убедиться, что при обжиге объем глины тоже уменьшается. Уменьшение объема глины во время обжига называют огневой усадкой, или просто усадкой.

При обжиге изделий глина сначала не дает усадки. Примерно, до 400° наблюдается только незначительное уменьшение веса глины. Нагрев выше 400° уменьшает вес глины уже очень сильно. При этом из глины выделяется так называемая конституционная вода.

Кроме, того, от действия высокой температуры выгорают органические примеси. Глина прекращается в черепок, утрачивая при этом свою пластичность и способность размокать в воде.

По мере дальнейшего нагрева отдельные частицы глины начинают постепенно расплавляться. Раньше всего расплавляются частицы полевого шпата и слюды. Они называются поэтому плавнями.

В результате плавления частицы глины начинают сближаться друг с другом — глина дает усадку. Наконец, наступает такой момент, когда поры почти совсем исчезают. Глина, как говорят, спекается.

Для каждой глины существует определенная предельная температура, до которой усадка по мере нагревания все возрастает. Выше предельной температуры объем глины остается неизменным или даже начинает увеличиваться. В последнем случае глина вспучивается, покрывается пузырями.

Таким образом, при обжиге усадка глины происходит только до известной температуры. Поэтому при определении величины усадки обязательно нужно указывать температуру, при которой производился обжиг образцов. Величину усадки можно определить тем же способом, что и величину усушки.

Также на сайте:



Сушка и обжиг керамики

После формовки керамики, независимо от ее способа наступает этап просушки. Глиняные изделия следует сушить в помещении, где нет сквозняков. Большие вещи или сосуды необходимо время от времени переворачивать вверх и вниз дном. Иногда просушка даже небольших керамических изделий требует нескольких дней. Однако обжигать керамику до полного высыхания не следует.

Если вы пока не располагаете специальными устройствами, предназначенными для термической обработки керамических изделий, можно попытаться обжечь их на обычном костре.



Пары олова и алюминия

Чтобы совершенно не изменять цвета глазурей, применяют хлористое олово в смеси с хлористым алюминием в каких угодно пропорциях. Олово дает на глазурях легкий беловатый налет (дымку). Для экономии можно добавлять и хлористое железо. Восстановление углекислыми и хлористоводородными газами. Наконец, если надо получить очень сильные эффекты блестящего кричащего металла разных оттенков, не достижимых никакой другой техникой (в живописи, в ювелирном деле и т. п.), применяют оба описанных приема восстановления вместе.