Усадка глины



Подвергнув изделие после сушки обжигу, можно убедиться, что при обжиге объем глины тоже уменьшается. Уменьшение объема глины во время обжига называют огневой усадкой, или просто усадкой.

При обжиге изделий глина сначала не дает усадки. Примерно, до 400° наблюдается только незначительное уменьшение веса глины. Нагрев выше 400° уменьшает вес глины уже очень сильно. При этом из глины выделяется так называемая конституционная вода.

Кроме, того, от действия высокой температуры выгорают органические примеси. Глина прекращается в черепок, утрачивая при этом свою пластичность и способность размокать в воде.

По мере дальнейшего нагрева отдельные частицы глины начинают постепенно расплавляться. Раньше всего расплавляются частицы полевого шпата и слюды. Они называются поэтому плавнями.

В результате плавления частицы глины начинают сближаться друг с другом — глина дает усадку. Наконец, наступает такой момент, когда поры почти совсем исчезают. Глина, как говорят, спекается.

Для каждой глины существует определенная предельная температура, до которой усадка по мере нагревания все возрастает. Выше предельной температуры объем глины остается неизменным или даже начинает увеличиваться. В последнем случае глина вспучивается, покрывается пузырями.

Таким образом, при обжиге усадка глины происходит только до известной температуры. Поэтому при определении величины усадки обязательно нужно указывать температуру, при которой производился обжиг образцов. Величину усадки можно определить тем же способом, что и величину усушки.

Также на сайте:



Штамп из нескольких частей

Он используется для формовки предметов на фигурных подставках, которые затруднили бы извлечение изделия из обычного штампа. На фото видно различие между верхним краем вазы и ее основанием.

При изготовлении такого штампа из гипсового раствора отливаются отдельные части основной формы, легко извлекаемые.

Штамп для вазы состоит из центральной части (изготовленной путем заливки гипса внутрь вазы) и внешних секторов (выполненных путем заливки гипса с внешней стороны основной формы). Между обеими частями создается зазор, ширина которого равна толщине стенок вазы.



Символика керамики

В ранних и традиционных обществах различные узоры или рисунки, наносимые на поверхность посуды, служили не только для украшения, но и выполняли другие функции. Одной из них было маркирование его принадлежности к определенному роду, племени и т. п. Такими же узорами украшались дома, предметы быта, одежда, выполнялись татуировки и ритуальные рисунки на теле.

В большинстве древних культур было принято обязательно включать керамические сосуды в погребальный инвентарь, сопровождающий усопшего в мир иной. Считалось, что именно по форме и орнаменту керамики его там смогут опознать предки.