Усадка глины



Подвергнув изделие после сушки обжигу, можно убедиться, что при обжиге объем глины тоже уменьшается. Уменьшение объема глины во время обжига называют огневой усадкой, или просто усадкой.

При обжиге изделий глина сначала не дает усадки. Примерно, до 400° наблюдается только незначительное уменьшение веса глины. Нагрев выше 400° уменьшает вес глины уже очень сильно. При этом из глины выделяется так называемая конституционная вода.

Кроме, того, от действия высокой температуры выгорают органические примеси. Глина прекращается в черепок, утрачивая при этом свою пластичность и способность размокать в воде.

По мере дальнейшего нагрева отдельные частицы глины начинают постепенно расплавляться. Раньше всего расплавляются частицы полевого шпата и слюды. Они называются поэтому плавнями.

В результате плавления частицы глины начинают сближаться друг с другом — глина дает усадку. Наконец, наступает такой момент, когда поры почти совсем исчезают. Глина, как говорят, спекается.

Для каждой глины существует определенная предельная температура, до которой усадка по мере нагревания все возрастает. Выше предельной температуры объем глины остается неизменным или даже начинает увеличиваться. В последнем случае глина вспучивается, покрывается пузырями.

Таким образом, при обжиге усадка глины происходит только до известной температуры. Поэтому при определении величины усадки обязательно нужно указывать температуру, при которой производился обжиг образцов. Величину усадки можно определить тем же способом, что и величину усушки.

Также на сайте:



Муравленные изразцы

В конце первой половины XVII века начали вырабатываться красные изразцы с узкой контурной рамкой, шириной около 1см, названные узкорамочными. Незначительное на первый взгляд новшество позволило отказаться от применения перемычек, что сократило количество изделий печного набора, но привело и к определённым недостаткам во внешнем виде печей: утрате барельефного характера печного зеркала и появлению широких глиняных швов между изразцами.



Гончарный круг

Гончарный кругПри всем разнообразии методов и способов формовки изделий для изготовления высокохудожественных или оригинальных изделий из керамики, как на предприятиях, так и в небольших мастерских одним из главных инструментов продолжает оставаться гончарный круг.

Он позволяет создавать разнообразные равномерно расширяющиеся или сужающиеся симметричные изделия самых разных форм и размеров.