Составление шихты



Месторождения, глина которых в полной мере удовлетворяет требованиям гончарного производства, встречаются довольно редко, в большинстве случаев для изготовления гончарных изделий приходится составлять шихту — смесь различных глин или глины с некоторыми другими материалами.

Из других материалов к гончарным глинам обычно добавляют мелкозернистый кварцевый песок и молотый бой гончарных изделий. Эти материалы понижают пластичность, как говорят, отощают жирные глины, почему и называются отощающими добавками.

Во многих случаях для повышения качества изделий к гончарным глинам добавляют до 20% тонко измолотого известняка, извести, мела, мрамора, доломита. Во всех этих материалах основной составной частью является окись кальция.

Иногда с этой же целью гончарные глины смешивают с так называемыми мергелистыми глинами. В мергелистых глинах содержится много равномерно распределенных во всей их массе мельчайших частиц известняка. Таким образом, эти глины также богаты окисью кальция.

В результате введения в гончарную шихту известняка или других материалов, содержащих окись кальция, улучшается внешний вид глазурного слоя на гончарных изделиях.

Нужно иметь в виду, что при изготовлении изделий из глин, богатых окисью кальция, температура обжига должна быть несколько выше, чем при изготовлении, изделий из обыкновенных гончарных глин. В первом случае температура обжига должна быть равна 960-1000°, во втором она может быть равна 900-950°.

Шихту, иногда составляют еще при укладывании глины в штабели, когда жирную глину смешивают с тощей.

Если при укладывании штабелей жирная глина не была смешана с тощей или к шихте нужно добавить другие материалы, то составные части шихты обычно смешивают следующим образом. Глину одного из сортов расстилают гонким слоем на полу мастерской. Затем на этот слой насылают тонкий слой другой глины или какой-либо добавки. После этого снова насыпают слой первоначально взятой глины и в такой последовательности накладывают слой за слоем до тех пою, пока общая высота получившегося штабеля не достигнет 0,5-0,75м. Штабель тщательно перелопачивают и готовую шихту направляют на замачивание.

При перелопачивании штабеля надо прорезывать лопатой как можно больше слоев шихты. Этим достигается большая ее однородность. Бой гончарных изделий, известняк, доломит, мед и другие материалы до смешивания с глиной измельчают на ручных жерновах или на бегунах.

Ручной жернов — это наиболее доступный вид размольного оборудования для большинства гончарных предприятий. На площадка жернова неподвижно закреплен нижний камень. Верхний камень закреплен на крестовине соединенной с веретеном, которое свободно вращается на втулке. Веретено опирается на подпятник.

Материалы размалываются при вращении верхнего камня жернова. Его вращают вручную при помощи шеста. Верхний конец шеста свободно проходит в отверстие, прорезанное в потолке помещения над центром жернова, а нижний конец закреплен у края верхнего камня.

Куски размалываемого материала засыпают в широкое сквозное отверстие в верхнем камне жернова. При вращении верхнего камня куски материала втягиваются в зазор между ним и неподвижным нижним камнем. Втягивание материала облегчается благодаря наличию канавок на поверхности нижнего камня.

У центра жернова эти канавки глубже, чем по краям. Благодаря этому материал, перемещающийся от центра жернова к его краям, постепенно измельчается камнями. Размолотый материал высыпается в кожух, окружающий оба камня.

Величина зазора между камнями жернова и, следовательно, толщина помела регулируется путем подъема и спускания подпятника веретена.

Подпятник установлен на рычаге, один конец которого может поворачиваться на опоре, а другой конец при помощи веревочной петли подвешен к потолку помещения. Скручивая петлю деревянной палкой можно опускать или поднимать опору веретена, изменяя таким путем величину зазора между жерновами.

Также на сайте:



Угольный муфель

Для обжига, изделий, покрытых цветными глазурями или эмалями, применяются большей частью печи периодического действия. Эти печи после каждого обжига остывают вместе с товаром, разгружаются, потом нагружаются новым товаром, после чего снова начинается обжиг. Они подразделяются на два вида: первый — печи открытого огня или, как их называют, „горны", а вторые — муфельные печи. В горнах пламя из топок проходит через камеру, где помещены изделия, и непосредственно соприкасается с ними.



Гончарство и искусство

Особую роль гончарное производство сыграло в развитии художественного творчества и соответственно интеллектуального и духовного развития человека. Разнообразие и причудливость форм, обработки внешней поверхности, разновидностей и способов нанесения декора, игра красок и цветов в изделиях, созданных человеком из глины на протяжении последних тысячелетий, не поддаются никакому описанию.