Примеси гончарных глин
Примеси оказывают очень большой влияние на свойства глин. Цвет глины зависит преимущественно от содержащихся в ней примесей. Например, органические примеси окрашивают глину в черный цвет, а при значительном содержании окиси железа глина приобретает красноватый оттенок.
Цвет глины после обжига зависит почти исключительно от содержания в ней окиси железа. Если в глине содержится до 1,5% окиси железа, то обожженный черенок получается почти белого цвета. Если окиси железа содержится 4%, черепок получается желтый, 5,5% - светло-красный и 10,% - тёмно-красный. При наличии в глине большого количества окиси кальция или магния окись железа окрашивает черепок слабее.
Для гончарного производства особенно большое значение имеет присутствие в глине окиси .кальция. Как известно, окись кальция является основной составной частью известняка.
Известняк может содержаться в глине в виде мельчайших равномерно распределенных во всей ее массе частиц и в виде более или менее крупных включений.
В первом случае наличие известняка повышает качество гончарных изделий. Однако содержание его в глине не должно превышать 20%. Во втором случае известняк вызывает растрескивание готовых гончарных изделий. Дело в том, что при обжиге изделий крупные включения известняка превращаются в негашеную известь - «дутики». Если в изделие с «дутиками» налить воды, то известь гасится. При этом объем ее увеличивается вдвое, в результате чего изделие покрывается трещинами и разрушается.
Включения известняка имеют беловатую окраску. Чтобы точно определить, является ли беловатое включение известняком, надо капнуть на него соляной кислотой, если при этом будут выделяться с шипением пузырьки газа, то включение представляет собой известняк.
Часто вредно влияет на качество гончарных изделий пирит - соединение железа с серой. В глинах пирит встречается в виде золотисто-бурых или бурых кристалликов с металлическим блеском.
Если пирит содержится и глине в виде более или менее крупных кристалликов, то гончарные изделия получаются с крупными черными точками и выплавками. Это происходит потому, что при обжиге пирит разлагается и выделяет содержащуюся в нем серу. Железо, остающееся после разложения пирита, и образует на изделиях крупные, черные точки и выплавки.
Также на сайте:
Техника ракуЗападный мир относительно недавно познакомился с техникой раку, зародившейся в Японии. Получаемый декоративный эффект и своеобразие самого производственного процесса, при котором изделие в раскаленном виде вынимается из печи, существенно отличают эту технику от классического способа производства керамики. Техника раку, что буквально означает наслаждение, радость жизни, зародилась под влиянием духовного учения дзэн, которое учит замечать скрытую гармонию в малых вещах и находить красоту в простоте и естественности форм. |
Гладкие изразцыВ первой четверти XVIII века в русском изразцовом искусстве появились большие новшества: начали изготавливать гладкие живописные изразцы. Инициатива изготовления их принадлежала Петербургу. Петр I, начиная строить заложенный им в 1703 году город, принимает личное участие в организации производства печных изразцов нового типа. Дельфтская расписная керамика, с которой он познакомился во время своего путешествия в Голландию, должна была, по его настойчивым требованиям, заменить древние многоцветные изразцы. |