Пластичность глины



Если глину замесить с водой, то получается глиняное тесто, которому можно легко придать желаемую форму. Эта форма сохраняется при сушке глиняной массы и окончательно закрепляется при ее обжиге, т. е. нагреве до высокой температуры. Под действием высокой температуры глиняная масса, как указано выше, превращается в прочный черепок.

Способность глины, замешанной с водой, легко изменять свою форму под действием внешних усилий и сохранять ее при сушке и обжиге, называется пластичностью. Благодаря своей пластичности глина и используется для выработки разнообразных обожженных глиняных, так называемых керамических, изделий.

Пластичность различных глин не одинакова. По степени пластичности различают:

1. глины большой пластичности, или жирные;
2. глины средней пластичности;
3. глины малой пластичности, или тощие.

К глинам этих трех групп для получения рабочего теста, т. е. такого теста, из которого можно было бы формовать изделия, приходится прибавлять неодинаковые количества воды: к жирным глинам гораздо больше воды, чем к глинам средней пластичности, и, тем более, к тощим.

Вода, которую необходимо прибавить в глине, чтобы получить рабочей тесто, называется водой затворения. Количество воды затворения выражают в процентах и весу сухой глины. Если, например, к 800г сухой глины для получения рабочего теста нужно прибавить 160 г воды, то количество воды затворения составляет: 160*100/800=20%.

Примерно, такое количество воды требуется для затворения тощих глин. Жирная же глина, затворенная 20% воды, превращается в столь густую .массу, что формовать из нее изделия невозможно.

Слишком жирные и слишком тощие глины для производства гончарных изделий непригодны. Тощие глины плохо формуются, а изделия, сформованные из жирных глин, слишком медленно сохнут и при сушке трескаются. Поэтому у слишком жирных глин пластичность приходится искусственным путем понижать, а у слишком тощих, наоборот, повышать.

Степень пластичности глины можно определить следующим простым способом. К глине добавляют воды до превращения ее в тесто, пригодное для формовки. Из этого теста формуют цилиндрики диаметром 3 см и длиной 7 см. Концы цилиндрика на длине в 1 см зажимают пальцами и медленно разрывают его.

О степени пластичности судят по форме, которую цилиндрик принимает в месте разрыва, и по его удлинению. У цилиндрика из пластичной глины в месте разрыва образуется длинная и тонкая шейка, у цилиндрика из тощей глины — короткая и толстая шейка.

Степень пластичности глины можно определить и другим способом. Из рабочего глиняного теста скатывают цилиндрические жгутики диаметром 1,5-2 см, длиной 20-25 см. Каждый жгутик изгибают в полукруг и в крендель. Если при изгибании в полукруг появляются трещины, то глина тощая. Если трещины появляются только при изгибании в крендель, то глина обладают средней пластичностью, если же трещины не появляются и при изгибании в крендель, то глина жирная.

Также на сайте:



Обработка после формовки

При изготовлении декоративных, или так называемых майоликовых, изделий способ обработки после формовки несколько изменяется. У декоративных изделий после формовки на гончарном кругу слегка стачивают верхнюю часть. Затем изделия направляют на 3 дня для подсушки, или по другому "изделия подвяливают". Изделия должны быть подсушены настолько, чтобы в глину сравнительно легко вдавливался ноготь, но при надавливании пальцами на ней ре оставалось никаких следов.



Расписная керамика

Расписная керамикаДревняя керамика поражает своим совершенством. Например, сосуды периодов Халафа и Хассуны - это потрясающее богатство и разнообразие орнаментов, игра красок, цвета, умения скомпоновать узор и цвета в максимально гармоничные и оптимальные для восприятия сочетания.

Керамика другой культуры — Убайдской — орнаментирована намного беднее, но зато она поражает бесконечным многообразием и причудливостью форм.