Отмучивание глины



Большее влияние на качество гончарных изделий оказывает также степень общей засоренности глины крупными примесями. Чтобы определить эту засоренность, глину отмучивают. Для этого в кувшин, ведро или другую посуду с водой бросают кусок глины, не превышающий по объему 25% от емкости посуды.

Глину разбалтывают в воде до тех пор, пока она совершенно не распадется. Затем с течение 3 минут дают воде отстояться. Крупные примеси тяжелее частиц глины, поэтому при отстаивании они оседают на дно посуды.

После отстаивания веду осторожно сливают, следя за тем, чтобы не слить осевших на дно примесей. Затем в посуду снова наливают воды, глину разбалтывают и опять сливают воду. Эту операцию продолжают до тех пор, пока .вода не станет светлой.

По размерам и количеству оставшихся на дне посуды частиц примесей можно судить о степени засоренности глины. Если осталось много частиц диаметром больше 1 мм, глина для производства гончарных изделий непригодна. Ее можно использовать только в случае, если в районе нет более чистой глины. Однако при этом всю идущую в производство глину необходимо отмучить.

Также на сайте:



Гончарство и прогресс

Гончарство ознаменовало собой новый этап взаимоотношений человека и природы. Глина могла приобретать такие качества, как влагонепроницаемость, огнеупорность, только после целой серии специальных действий: добычи и обработки сырья, приготовления теста, формовки, сушки и термической обработки. В ходе многочисленных опытов, которых требовало производство керамической посуды, люди постепенно овладевали новыми знаниями. Таким образом, гончарное производство положило начало множеству новых отраслей.



Символика керамики

В ранних и традиционных обществах различные узоры или рисунки, наносимые на поверхность посуды, служили не только для украшения, но и выполняли другие функции. Одной из них было маркирование его принадлежности к определенному роду, племени и т. п. Такими же узорами украшались дома, предметы быта, одежда, выполнялись татуировки и ритуальные рисунки на теле.

В большинстве древних культур было принято обязательно включать керамические сосуды в погребальный инвентарь, сопровождающий усопшего в мир иной. Считалось, что именно по форме и орнаменту керамики его там смогут опознать предки.