Усадка керамики



Если земля и вода создали глину, пригодную для лепки различных предметов, то воздух и огонь, т. е. сушка и обжиг, придают изделиям прочность и долговечность. В результате первого обжига получается бисквит, не декорированный и не покрытый эмалью.

На этом этапе заканчивается обработка некоторых керамических изделий, в частности из терракоты. Другие изделия декорируются, и, следовательно, они подвергаются повторному обжигу.

Процесс испарения влаги. Несмотря на то что сушка и обжиг - различные процессы, общим для них является постепенно нарастающая дегидратация глиняной массы. Присутствующая в глине вода, благодаря которой можно формовать глину, постепенно испаряется, и масса становится все более твердой.

Большая часть воды испаряется в процессе сушки, при контакте с воздухом. Но, только пройдя через огонь, глина полностью теряет воду, при этом ее структура изменяется. Испарение воды вызывает усадку глиняной массы на 6-12%. Чем пластичнее глина, тем больше ее усадка.

Пробы на усадку

Такие испытания проводятся перед формовкой глины неизвестного сорта или когда необходимо выполнить работу с большой точностью. Формуется определенное число пластинок, на которых прочерчивается прямая линия с градуированной шкалой в сантиметрах.

После сушки измеряется длина линии и таким образом вычисляется процент усадки. После обжига пластинки определяется дальнейшая усадка, хотя ее процент ниже, чем при сушке.

Также на сайте:



Керамическая масса

Сразу использовать глину, принесенную из карьера, нельзя. Вначале ее необходимо подвергнуть дополнительной обработке: очистке, измельчению, при необходимости и желании, промывке. Только после этого можно приступать к созданию керамической массы, т. е. смеси глины с различными добавками: другими сортами глин, органикой, минералами.

У каждого гончара есть свои приемы обработки глины. Однако вышеперечисленные процедуры являются обязательными для любого гончарного производства. Вначале измельчите куски глины при помощи лопаты, заступа, молотка или обуха топора.



Уральский изразец

В каждом районе, городе существовал свой традиционный узор, свои излюбленные сочетания красок. Так и изразцы, выполненные уральскими мастерами, имеют свои характерные особенности. В Прикамье изразцы появились в последней четверти XVII века. Изделия уральского керамического производства украсили соборы Соликамска и других старых уральских городов. До сих пор они сверкают яркими красками на фасадах Богоявленской церкви, северного крыльца Троицкого собора в Соликамске, церкви в селе Ленва, часовни Спаса – Убруса в Усолье.