Усадка керамики



Если земля и вода создали глину, пригодную для лепки различных предметов, то воздух и огонь, т. е. сушка и обжиг, придают изделиям прочность и долговечность. В результате первого обжига получается бисквит, не декорированный и не покрытый эмалью.

На этом этапе заканчивается обработка некоторых керамических изделий, в частности из терракоты. Другие изделия декорируются, и, следовательно, они подвергаются повторному обжигу.

Процесс испарения влаги. Несмотря на то что сушка и обжиг - различные процессы, общим для них является постепенно нарастающая дегидратация глиняной массы. Присутствующая в глине вода, благодаря которой можно формовать глину, постепенно испаряется, и масса становится все более твердой.

Большая часть воды испаряется в процессе сушки, при контакте с воздухом. Но, только пройдя через огонь, глина полностью теряет воду, при этом ее структура изменяется. Испарение воды вызывает усадку глиняной массы на 6-12%. Чем пластичнее глина, тем больше ее усадка.

Пробы на усадку

Такие испытания проводятся перед формовкой глины неизвестного сорта или когда необходимо выполнить работу с большой точностью. Формуется определенное число пластинок, на которых прочерчивается прямая линия с градуированной шкалой в сантиметрах.

После сушки измеряется длина линии и таким образом вычисляется процент усадки. После обжига пластинки определяется дальнейшая усадка, хотя ее процент ниже, чем при сушке.

Также на сайте:



Рельефные изразцы

Многоцветные рельефные изразцовые изделия появились в XV-XVI веках в близлежащих к Москве городах. В Москве многоцветные рельефные изразцы впервые появились в Керамическом декоре церкви Троицы в Никитниках (1635-1653г.г.). Светлая жёлто-розовая глина, из которой изготовлены эти изразцы, характерна только для калужского производства, где, по всей вероятности, они и были выполнены. Вероятнее всего, что огромное богатство купца Никитникова дало ему возможность вызывать в Калугу белорусского мастера, которому были известны секреты изготовления цветных эмалей.



Обжиг керамики

При контакте с теплом глиняное изделие обретает новую жизнь. Вода уступает место огню, который делает глину твердой как камень. Огонь ускоряет процесс, происходящий в природе в течение веков под воздействием солнечного тепла.

После обжига глиняные изделия становятся еще более твердыми, а главное - приобретают прочность и долговечность, которые позволяют нам уверенно пользоваться ими в быту и благодаря которым многие керамические предметы из далекого прошлого сохранились до нашего времени.

Печи