Томление и охлаждение



Для устранения неравномерности температуры в различных частях камеры печи нужно, прежде всего, правильно распределить отверстия в поду и своде печи и определить наиболее выгодные размеры их. В печах с оборотным пламенем нужно также определить наиболее выгодную высоту перевальной стенки и размеры отверстий в ней и правильно распределить эти отверстия.

Это дает возможность направить поток горячих газов так, чтобы отдельные места печи равномерно омывались ими. Такая наладка печи при достаточной опытности обжигальщика достигается после первых двух-трех обжигов.

Во время самого обжига более равномерное распределение температур обеспечивается при работе печи в период выдержки под некоторым давлением (0,5—1,0 мм водяного столба).

Изделия необходимо охлаждать весьма осторожно и плавно, так как при резком понижении температуры на них образуются трещины.

Закончив выдержку, надо сразу же прекратить заброску топлива, плотно закрыть дверцы топки и поддувала и прикрыть шибер.

В закрытой печи изделия остывают в продолжение 6—8 часов. Такое медленное охлаждение изделий называется закалом, или томлением. Температура в печи в период томления должна снизиться до 500-400°. К концу этого периода черепок приобретает темный цвет.

После томления изделия можно подвергнуть несколько более быстрому охлаждению. Для этого из стенок разгрузочного отверстия постепенно вынимают сначала по одному, затем по два кирпича. Быстро раскрывать загрузочное отверстие нельзя, так как от резкого падения температуры изделия могут растрескаться.

Если печь охлаждается слишком медленно, можно приоткрыть немного шибер, затем открыть топочную дверцу. Делать это нужно до открытия загрузочного отверстия.

Выгружать изделия можно только тогда, когда температура в печи упадет до 60—40°. Раньше выгружать их недопустимо, так как работать при высокой температуре вредно для выгрузчиков.

Также на сайте:



Кашинная керамика

Большая группа керамики называется кашинной. Кашин представляет собой белую пористую керамическую массу. На него наносились в основном прозрачные и цветные глазури. Светлая кашинная керамика делала рисунок ярким, а глазури глубокими, как бы светящимися изнутри.

Эффект этот усиливался тем, что применявшаяся на кашинных сосудах полива стекала по дну и застывала на нем толстым слоем. В результате получался контраст между поверхностью округлых стенок чаши, где слой поливы был тонким и легкий рельеф черепка выделял основные линии орнамента, и толстым гладким слоем стекла на дне, под которым мерцали краски росписи. Керамисты учитывали этот эффект и придавали ему особый художественный смысл.



Пигменты пинк

При помощи хрома можно получить глазури розового, гвоздичного и розово-лилового цвета, для этого приготовляются пигменты, так называемые пинки. Процесс получения пинков научно почти совершенно не освещен ни с химической, ни с физической стороны, хотя на практике он очень широко и давно применяется.